Дату 24 января разные группы российского казачества оценивают либо как «день политических репрессий в отношении казаков», либо как «начало геноцида казачьего народа». Во втором случае мы имеем дело с националистами, пытающимися расколоть русский народ, и сейчас обсуждать не будем. А вот первый случай заслуживает хоть и беглого, но рассмотрения.
Поводом для сегодняшней даты является с грустью и негодованием вспоминаемая казаками некая «циркулярная инструкция» якобы за подписью Свердлова, принятая на заседании Оргбюро ЦК РКП(б). Оргбюро — орган, созданный 16 января 1919 г. ЦК РКП(б), для подготовки 7 съезда партии, предназначенный для решения кадровых и организационных вопросов, то есть не имевший полномочий на принятие подобных решений.
24 января на заседании Оргбюро была принята директива, циркулярно разосланная «всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», то есть конкретных исполнителей в ней не указано, ответственности за ее неисполнение тоже нет. Документ никем лично не был подписан, в протоколе заседания ЦК отсутствует даже список присутствовавших на нем лиц. Директива действовала (если вообще действовала) менее двух месяцев, никакого упоминания о «расказачивании» в ее тексте вообще нет.
Партия большевиков очень быстро признала, что авторы директивы допустили политическую ошибку, уравняв средние слои казаков с казачьими верхами в ответственности за мятеж на казачьих территориях, хотя роль в нем тех и других была принципиально различной. Верхи были ведущей силой, казаки-середняки зачастую мятежниками по принуждению. И меры воздействия на них требовались менее строгие.
Уже 10 февраля 1919 года, член РВС Южного фронта и член ЦК РКП(б) Григорий Сокольников выступил против директивы, так как она, по его мнению, нуждается в дополнениях, которые приняли бы во внимание существующую степень дифференциации казачества. Он же в рамках заседания Оргбюро в преддверии VIII съезда РКП(б) сделал доклад о невыполнимости указаний центра по отношению к казакам, после чего вышло постановление о приостановке вышеназванных репрессивных мер. 16 марта 1919 года, пленум ЦК РКП(б) с участием В. И. Ленина дезавуировал ее содержание, подчеркнув необходимость различного подхода к разным слоям казачества.
Советской власти и казакам в 1919 году нужно было каким-то образом ужиться между собой, а не уничтожать друг друга. И это им удалось, хотя пришлось пройти через серьезные конфликты. Что касается самого термина «расказачивание», которым сегодня запугивают доверчивых казаков, то расказачивания, как и показачивания, бывали в истории России не один раз. Например, нынешний Ставропольский край частично состоит из бывшей Ставропольской губернии, где до революции жили крестьяне, но в 1990-е годы во всех населенных пунктах края массово появились казаки. Процесс этот всемерно поддерживает государство. Другой пример. В 1876 году все станичные казаки Якутской области были расказачены и перечислены в мещане.
Акцентировать внимание на этом документе начали в процессе уничтожения социализма в СССР. Хорошо известна политтехнология, при которой определенная социальная группа объединяется вокруг какого-то драматического события, а затем руководителями этой общности начинается использование ее членов в своих, прежде всего, имущественных интересах. Директива стала маркером, вокруг которого началось формирование казачьей общности, в которой одни видели будущий «народ», а другие структуру, которая может активно побороться за установление контроля за частью приватизируемой общенародной собственности. Казачья тема также стала для многих хорошим трамплином для старта в большой политике.
Объединение казаков вокруг деструктивного по своей сути мифа, не дает возможности создать ничего положительного, напрочь обрубает возможности для позитивного развития этой части российского общества. Результаты такого мифотворчества мы хорошо видим на идущей к своему печальному концу современной Украине, где в основу национального самосознания положен миф о «голодоморе», собранный заокеанскими политтехнологами по такому же шаблону.
Казаки и другие любители истории!
Читайте источники, не верьте пристрастным комментаторам, сами разбирайтесь в сложных вопросах бытия нашей страны, и будете пастырями, а не стадом.