В мае-июне 1919 года отряды Добровольческой армии вступили в Дагестан. Деникин не признал Горского правительства, которое в это время пыталось удержаться у власти в этой части Кавказа при поддержке иностранных государств. Разгромив при помощи Горского правительства горскую бедноту, Деникин отшвырнул его от власти и назначил правителем Дагестана военного министра из того же правительства генерала Халилова. Остался у власти в качестве муфтия и Н. Гоцинский, а горское правительство бежало в Тифлис. Правда, оно вначале пыталось договориться с Деникиным, но вожди Добровольческой армии прекрасно понимали, что это правительство ни на кого не опирается.
Горские народы только в процессе революционной борьбы поняли, что интересы горского и русского крестьянина одинаковы точно так же, как совпадают интересы феодалов и буржуазии, казачьих верхов, горского и русского офицерства. Власть князей опиралась на штыки ненавистных горцам «галгасков», т. е. казаков и добровольцев. Эта борьба с Добровольческой армией, казачьими верхами и горскими феодалами закрепила союз горских крестьян с русским крестьянством и рабочим классом. Поколебалось влияние духовенства, и имам Гоцинский, выступавший в союзе с офицерами, получил впоследствии ироническое название «Ивана».
Совместная революционная борьба против Добровольческой армии частично разрушила национальные перегородки. Ингуши, чеченцы, кабардинцы и осетины должны были рука об руку с русским пролетариатом бороться против деникинщины и «своих» феодалов. Так, в момент падения Советской власти на Северном Кавказе создавались необходимые предпосылки для ее существования.
Противостояние с эксплуататорскими классами подрывало и родовой быт. Один из осетинских революционеров К. Гарданов писал: «Капитал поглотил узы родства и сроднил такие противоположные полюсы по национальной линии, как казаки и иронское (осетинское) офицерство (контрреволюционеров), дигорцев, рабочих Владикавказа и грузинские отряды Гегечкори (защитников Октябрьской революции). Родовые связи и кровная месть за родича, диктуемые патриархальным бытом, оказались иллюзией». Он приводил случай, когда кровники в селении Христиановском Н. Уруймагов и Т. Такоев пали от пуль казаков в одних окопах и «послужили примером мира между кровниками нашего селения».