В связи с предстоящей реновацией
школьных учебников по истории.
Так называется новая передача, недавно появившаяся в эфире краевого радио, обещающая стать просветительской в тематике истории Ставропольского края.
Премьеру передачи анонсировал историк А. И. Кругов, автор школьного учебника «Ставропольский край в истории России». В свете недавних критических замечаний президента России по поводу содержания школьных учебников по истории такая передача несомненно будет весьма полезна для выработки обновленной, с учетом замечаний, новой концепции школьных учебников по истории.
В этой связи весьма актуально звучит вопрос историка, поставленный еще 4 сентября 2020 года в статье «Ползучая советизация»: почему учебник по истории Ставрополья создавался в тайне» на интернет-портале NewsTracker: «каким должен быть историко-культурный стандарт для нашего края?».
Однако, заголовок говорит сам за себя — стандарт на сегодняшний день один: антисоветский. И совсем не случайно на передаче прозвучали, ставшие дежурными, лестные фразы в адрес краеведа Г.А.Беликова.
По всему видно, что в последние 30 лет именно бывший учитель географии Г. А. Беликов, ставший в 90-е в одночасье «мэтром» краеведения, задавал антисоветский тон в краевой историографии.
Очевидно, что настала пора уже разнообразить краевой исторический контент, избавив его от однобокости антисоветского контекста, или хотя бы вернуть к прежнему состоянию начала 80-х, т. к.именно антисоветская политика «декоммунизации», победившая в наших бывших западных республиках,окончательно завела их втупик оголтелого неонацизма и русофобии.
К тому же, с тех пор и в России появились уже, исходя из горьких зарубежных уроков, поправки в Конституцию в виде ст. 67.1 (Защита исторической памяти) и УК ст. 354.1 (Реабилитация нацизма), делающие по сути Беликова и его последователей экстремистами.
Например, г-н Г. А. Беликов в своей публикации на интернет-порталеNewsTrackerот 28 июня 2019 года под названием «Ставропольцы не реагируют на памятники палачам из-за незнания подлинной истории» (https://newstracker.ru/comment/german-belikov/28-06-2019/stavropoltsy-ne-reagiruyut-na-pamyatniki-palacham-iz-za-neznaniya-podlinnoy-istorii) краевед написал следующее: «Есть и совершенно ненормальные вещи. Например, на Даниловском кладбище есть памятник из гранита, надпись на котором гласит: «Здесь покоятся дети, убитые гитлеровскими захватчиками». А у меня лежат документы, что там лежат дети из детских домов, которые умерли от голода в 1933 году. Всего около 30 человек от 8 до 12 лет».
К чему такие инсинуации? Необходимо передать документы о преступлениях в Следственный комитет, если таковые есть, но не заниматься пропагандой с целью какого бы то ни было оправдания злодеяний гитлеровских захватчиков с одновременным очернением советской власти.
Подобные залихватские, необоснованные и неуважительные высказывания о памятниках жертвам ВОВ являются грубым нарушением статьи 354.1 УК РФ (Реабилитация нацизма).
В добавлении к этому Беликов в данной публикации пропагандируеткниги целой группы военных преступников: «За советские десятилетия были изданы тонны макулатуры, прославлявшей большевиков и очернявшей их противников, другие голоса практически не были слышны. Что мы имеем сейчас по этому вопросу? Отмечу наиболее важные. Прежде всего книгу нашего знаменитого соотечественника Ильи Дмитриевича Сургучева «Большевики в Ставрополе», посвященную приходу их ко власти в нашем городе. Также очень важна книга Михаила Бойкова «Люди Советской тюрьмы»: почитайте, что творилось в Ставрополе в 1937-1938 годах в подвалах НКВД. Есть хорошие книги, написанные Борисом Ширяевым…».
Все перечисленные и восхваляемые Беликовым авторы работали на фашистов в оккупационных газетах и являлись по сути организаторами и редакторами фашистских пропагандистских изданий, но смогли избежать правосудия сбежав на Запад, где и продолжили свою антисоветскую деятельность.
В этой же статье Беликов также пишет: «А сколько в нашем родном Ставропольском крае и Ставрополе, помимо Дзержинского, таких сатрапов революции?! Всех этих труновых, апанасенко, шпаков, ашихиных и бесчисленного количества других».
Что безусловно является оскорблением Героя Советского Союза Р. И. Апанасенко и правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.61 КоАП РФ (прецедент с А.Навальным, назвавшего публично «холуем» ветерана ВОВ).
Также на страницах газеты «Открытая» от 23 февраля 2011 года в статье «Вся история Отечества, запутанная и драматичная, стала хорошей проверкой современного поколения» (https://www.opengaz.ru/stat/antisovetchik) можно прочесть следующее:
«Одна из последних книг Германа Беликова — «Безумие во имя утопии, или Ставропольская голгофа» — о Гражданской войне на Ставрополье и последующем терроре, затянувшемся на долгие десятилетия. Возвращаться к этой теме снова и снова подталкивали противоречивые материалы госархивов, но главное — работы, в которых были собраны мрачные факты нашей истории.
В первую очередь это воспоминания горячо любимого Беликовым Ильи Дмитриевича Сургучева «Большевики в Ставрополе» — крик человека, видевшего своими глазами деяния безумцев».
Далее, газета в числе первоисточников, послуживших для Беликова, указывает книги следующих авторов: Н. В. Палибин, Б. А. Филиппов, Л. Н. Польской. Все эти авторы, как ни странно, тоже являются военными преступниками.
Палибин и Филиппов служили у гитлеровцев бургомистрами оккупированных городов Майкопа и Новгорода, затем, также сбежав на Запад, занялись антисоветской пропагандой.
Про Польского же в Ставропольском хронографе 1997. – С. 142–145 можно прочесть следующее: «Во время немецкой оккупации печатался в газете «Утро Кавказа». Заметки были чисто краеведческие: «К 60-летию «Домика Лермонтова»», «Исповедальная роспись Скорбященской церкви». Потом отступал, попал в Крым, там издавал газету «Казачья лава». Будучи главным редактором, заполнял ее страницы материалами о казачестве, привлек к сотрудничеству генералов А. Г. Шкуро, П. Н. Краснова, В. Г. Науменко. Всю эту деятельность советские власти «оценили по достоинству». Он был осужден на 15 лет».
Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что Беликов, окружив себя махровыми антисоветчиками и профашистскими деятелями, писал историю с их взгляда на историю, что, естественно, в нашей стране, пострадавшей от белого террора и последующего за ним фашистского, с участием в нем главарей Белого движения, не может быть приемлемым.
Таким же диким выглядит и установление памятника на территории Андреевского собора в Ставрополе так называемым «офицерам-ртищевцам» — участникам террористической вылазки белых офицеров в июне 1918 года, названного пропагандистом Добровольческой армии И. Сургучевым «офицерским восстанием».
В таком случае, можно допустить, что, со временем, к примеру, и в Буденновске кто-нибудь задумает установить памятник «басаевцам», захватившим в 1995 году город. Ведь с точки зрения западной пропаганды, чеченские боевики — это тоже смелые и мужественные повстанцы, воевавшие против «имперского российского диктаторского режима».
Хотелось, чтобы в «Краеведческом калейдоскопе» был выработантакой объективный историко-культурный стандарт, который способствовал бы объективному и достоверному отражению подлинной истории края, в том числе и последних 30-ти лет, свободной от какой-либо конъюнктурной сиюминутной политической пропаганды и, тем более, пропаганды, исходящей от личностей с «прогитлеровской репутацией».
Максим Иванов, житель Ставрополя