История

ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА «БОГАТЫРЬ-ВОДЫ»

Кисловодск. Город Солнца и Нарзана. Природа щедро одарила его своими целебными богатствами, Солнце сияет над городом почти триста дней в году, а воздух здесь всегда чистый, свежий, прохладный. Здоровье и силу дарит гостям курорта источник удивительной минеральной воды, известный местным жителям с глубокой древности. Ее считали напитком богатырей – именно так переводится слово «нарзан». Было у источника и другое имя – «аче-су», то есть «кислая вода». Отсюда и название города-курорта.

Расположен Кисловодск в предгорьях Большого Кавказа, у слияния рек Березовки и Ольховки. Красивыми террасами поднимается он по склонам Джинальского хребта, создавая бесконечные перепады высот. Горные склоны служили живописным фоном для архитекторов, которые вот уже два века украшают Кисловодск своими творениями, создавая вокруг источника Нарзана чудесный белый город, подлинное царство здоровья и красоты.

«Застывшей музыкой» нередко называют архитектуру. И верно – глядя на прекрасные здания на кисловодских улицах, словно бы слышишь волшебную музыку. А одно из них и в самом деле чарующими звуками встречает гостей Кисловодска у самого железнодорожного вокзала. Появление его здесь отнюдь не случайно, прежде всего, потому, что жизнь ему дала железная дорога, а точнее – «курортная ветвь» Минеральные Воды – Кисловодск.

Строилась она в 1892-1893 годах Обществом Владикавказской железной дороги. Одновременно с прокладкой путей шло возведение станционных зданий, в том числе и вокзалов. Кисловодский по оригинальности оформления занимал, да и ныне занимает, отнюдь не последнее место среди них, во многом сохраняя свой привлекательный вид и сегодня, дополненный современными строениями. И рядом с ним высится это здание старинной архитектуры – массивное и солидное, с оригинальными башенками в виде усеченных пирамид, окнами своеобразной формы и множеством деталей декоративного оформления. Это знаменитый кисловодский Курзал, появившийся вслед за вокзалом.

В последнем десятилетии ХIХ века концертных помещений городе явно не хватало, что не могло не беспокоить патриотов Кисловодска Уважаемый житель Кисловодска, отставной генерал И.И. Сафонов, отец известного музыканта и педагога, хорошо понимал, как нужен городу и курорту просторный зал для концертов, который привлекал бы сюда публику. С предложением построить его Сафонов обратился к председателю правления Владикавказской железной дороги барону Штейгелю, который поддержал эту идею. Проектирование Курзала – так решили назвать новое увеселительное заведение – поручили владикавказскому архитектору Дескубесу.

Строительство велось достаточно быстро. Стены складывали из красивого желтоватого камня – доломита. Для его добычи открыли специальный карьер, названный «Курзальным». В 1895 году здание было готово. А торжественное открытие Курзала состоялось следующим летом. В путеводителях тех лет находим его восторженные описания: «Здание построено в стиле неоренессанса и замечательно тем, что имеет четыре фасада. Со всех сторон оно кажет себя по-разному красивым. Театральная часть здания может служить украшением любого города. Зрительный зал отделан внутри бархатом, бронзой и лепкой… Здание дополняет огромная крытая веранда, вся уставленная столиками… Обширная площадка с прекрасной музыкальной раковиной переходит в парк с различными приспособлениями для игр, детской площадкой и зверинцем».

С появлением такого крупного «развлекательного комплекса» музыкальная жизнь Кавказских Минеральных Вод в ХХ столетии сделалась удивительно богатой и разнообразной, оставаясь такой и до сегодняшнего дня, благодаря Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, занимающей здание бывшего Курзала. В этом-то и кроется секрет реальности его музыкального звучания.

Настрой, полученный у Курзала, помогает нам и дальше слушать мелодии «Богатырь-воды». Они сплетаются в удивительную симфонию, в которой звучат мотивы разных эпох и стран. Так, спустившись от железнодорожного вокзала на Курортный бульвар, мы сразу же услышим экзотические восточные напевы. Они исходят от здания, похожего на сказочный дворец индийского магараджи. Трудно оторвать восхищенный взгляд не только от всей постройки, но и от различных его частей – от фигурных окон и дверей, от стен, украшенных причудливой лепкой и многоцветными майоликовыми вставками, от изящных башенок, где вполне могут храниться сокровища.

Здание и вправду содержит несметные богатства – здоровья – ведь это Главные нарзанные ванны, старейшая водолечебница Кисловодска. История ее начинается в 1901 году, когда было решено строить вместо прежних ветхих купален новое ванное здание, а так же гидропатическое заведение, где отпускались бы процедуры из пресной воды. Первоначально предполагалось, что это будут два отдельных здания, но потом решили объединить обе водолечебницы.

Проект такого здания составил гражданский инженер А.Н. Клепинин. Строительство его началось в 1902 году и через год было завершено. Поражающее глаз внешнее оформление сочеталось с продуманной, рациональной планировкой внутренних помещений, которые отличались удобством и комфортом. Нижний этаж был отведен для ванн, а на втором этаже размещались ингаляторий и гидропатическое заведение. Особое внимание обращалось на вентиляцию, которая предполагала тройной обмен воздуха во всех кабинах и обычный в остальных помещениях. В дальнейшем водолечебница неоднократно подвергалась реконструкции. И сегодня Главные нарзанные ванны являются лучшим украшением города.

А пройдя несколько десятков шагов от Главных ванн, услышишь бодрую мелодию, в духе тех, что звучали из первых репродукторов в двадцатые годы прошлого века. Совершенно верно – соседнее ванное здание является памятником тех лет. Тогда Кисловодский курорт начал бурно развиваться и потребовал значительного расширения лечебной базы. В дополнение к Главным ваннам решили построить еще одну водолечебницу. Был объявлен конкурс, победителем которого вышел архитектор П.П. Еськов. Строительство здания по его проекту было завершено к 7 ноября 1927 года, когда отмечалось десятилетие октябрьской революции. Поэтому ванны получили название Октябрьских. С началом следующего курортного сезона они начали действовать. Это было первое крупное здание, построенное в послереволюционные годы на кисловодском курорте.

Отражая требования архитектурного стиля, который называют конструктивизмом, Еськов старался избегать вычурности и излишней красивости во внешнем оформлении. Единственные украшения здания – башня с часами и небольшие барельефы по обеим сторонам входной двери. Но, несмотря на кажущуюся простоту, Октябрьские ванны задерживают на себе взгляды всех проходящих мимо, поскольку удачно вписались в архитектурный ансамбль Курортного проспекта, сочетающего в себе черты минувшего с приметами дня сегодняшнего. «Здание с часами» не раз попадало на открытки и рекламные фотографии, став своеобразной «визитной карточкой» городского центра.

Отвернувшись от Октябрьских ванн, мы тут же окунемся в мир европейского средневековья, мелодии которого подарит нам Нарзанная галерея. Ее появлением Кисловодск обязан зодчему-англичанину С. Уптону, который, по приглашению наместника Кавказа М.С. Воронцова, в 1846 году стал главным архитектором Кавказских Минеральных Вод. Характер постройки, несомненно, навеян окружающей природой. Таинственные, полные мглой, ущелья, теряющиеся в глубине гор. Причудливые скалы, внезапно возникающие перед глазами. Прихотливые извивы торопливо бегущих потоков. Буйство и благоухание трав. И, конечно, искристый, бурлящий, словно кипяток, колодец «богатырь-воды», овеянный легендами и преданиями. Все это не могло не настроить зодчего на романтический лад. А выразить владевшее им настроение помогла симпатия к средневековой архитектуре, прежде всего, поздней готике.

В Нарзанной галерее, считают специалисты, воплощены грезы человека XIX столетия о рыцарях и турнирах, замках и аббатствах эпохи Тюдоров, правивших Англией в XVI веке. Имя этой королевской династии дало название особому архитектурному направлению. Горячий его поклонник, Уптон сделал стиль «тюдор» основой стилизации под старину, которая так явственно ощущается в облике галереи. Вполне современное по своему назначению здание удивляет обилием примет средневековой архитектуры. Это и зубчатые башенки по углам. И массивные контрфорсы. И изящные пилястры с декоративными шпилями-пинаклями. И стрельчатые окна. И, конечно, стены из тесаных блоков кисловодского доломита. По воле архитектора южный солнечный камень стал напоминать нам о северном «туманном Альбионе». Любопытно, что при взгляде сверху здание выглядит, как дверной ключ. Это, конечно же, символический намек на ключ целебный.

От Нарзанной галереи ведут по городу разные маршруты. Самый популярный проходит по знаменитому кисловодскому парку. Правда, в нем громче всего звучит жизнерадостная музыка южной природы, а мелодии зодчества слышны гораздо слабее. Но все же мы и здесь мы можем услышать их – негромкие, изящные, слегка похожие на песни без слов.

Неподалеку от Нарзанной галереи находится Лермонтовская площадка. Хоть и появилась она немногим более полувека назад, к пребыванию в Кисловодске Михаила Юрьевича все же имеет отношение. Именно на этом месте находилась кисловодская Ресторация, где ему приходилось не раз бывать летом 1837 года. К началу 40-х годов ХХ столетия деревянное здание, построенное в 1823 году, обветшало – пришлось его снести. Но память о знаменитом госте бережно сохранили: в круглой выемке каменной стены находится бюст Михаила Юрьевича, работы А. Приходько, а под ним можно прочесть строки лермонтовского стихотворения, воспевающего Кавказ. Еще ниже расположена глубокая ниша, где в 70-х годах поместили скульптуру Демона, изваянную кисловодским скульптором Г. Курегяном.

Пройдя еще несколько сот шагов на берегу речки Ольховки, увидим созданный в начале ХХ века Зеркальный пруд с симпатичной беседкой у его края. Беседка интересна не сама по себе, а водяной струей, вытекающей через нее из пруда. Падение воды устроено так, что струя образует подобие стеклянного листа. Около Стеклянной струи очень любят фотографироваться отдыхающие. А в пруд им полагается бросить монетку, что, по преданию, гарантирует обязательное возвращение в Кисловодск.

«Дамский каприз». Так называется расположенный неподалеку мостик через речку Ольховку. Он крайне необходим желающим подняться от Стеклянной струи на Сосновую горку. Не будь его здесь, пришлось бы делать большой крюк или, разувшись, одолевать речку вброд. Уверяют, что некая дама не захотела делать ни того, ни другого. И ее кавалер вынужден был сам лечь над потоком, чтобы дама преодолела его. Мол, после этого и пришлось построить мостик.

А когда он был сооружен? Впервые о мостике близ Зеркального пруда упоминает путеводитель Григория Москвича, изданный в 1908 году. Правда, название «Дамский каприз» еще не знакомо автору, ибо в противном случае было бы обязательно указано. Любопытно, что мостик первоначально был, судя по старым фотографиям, гораздо менее кокетливым и вычурным, чем нынешний. И его название явно родилось позднее, и уже затем обросло легендами.

Вадим Хачиков

Заслуженный работник культуры РФ

Еще по теме

О Гарегине Нжде сухим языком исторических документов

rprkmv

УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА СТАВРОПОЛЬЕ

rprkmv

ФОЛЬКЛОР КАЗАКОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

rprkmv