Правда о враге советского народа Абдурахмане Авторханове
Есть в крупных многонациональных государствах определенный социальный слой, который успешно встроившись в существующие органы власти, по-тихому, а иногда и нет, решает собственные задачи. Это, как правило, националисты, до определенного времени говорящие правильные слова, которые хочет слышать от них начальство, но проявляющее свое истинное лицо, когда необходимо сделать принципиальный выбор.

Именно таким человеком был Абдурахман Авторханов. После победы Октябрьской революции и завершения гражданской войны, граждане недавно образованного Советского Союза начали строить свое государство на принципиально новых для мировой цивилизации принципах. Главными среди них были право наций на самоопределение, возможность народам устроить свою внутреннюю жизнь по их усмотрению, осуществление власти непосредственно трудящимися через советы. Между тем, в обществе, которое только строит социализм, всегда сильно влияние капиталистической общественной формации. Важнейшим свойством этого старого строя является национализм. Как же быть националистам в такой ситуации, когда открыто вести свою пропаганду нельзя, но с мириться происходящим вокруг строительством социализма нет никакой возможности?
Глупые националисты подбивали своих сограждан на бунты, устраивали теракты в отношении представителей органов власти, распространяли пропагандистские материалы. Попрятавшись по лесам, они пытались связаться с представителями иностранных государств, чтобы получить помощь оружием и деньгами для диверсионно-террористической деятельности. Умные националисты действовали иначе. Они смело шли работать в органы власти и культурные учреждения нового государства. На публичных мероприятиях, в своих статьях и книгах говорили правильные слова о социализме и дружбе народов, и рядом с ними умудрялись пропихнуть в них свои националистические идейки. Добившись определенного положения в государственных и партийных органах, получив власть, они начинали вести хитрую политику, выгодную совсем не рабочим с крестьянами, а национальным верхушкам, до поры, прикрывавшимся коммунистическими фразами. Этот процесс наблюдался как в национальных республиках, так и в союзном центре. До поры с ним достаточно жестко боролись, а когда пустили на самотек, сложились условия для разрушения советского государства.
Вернемся к Авторханову. Из его путанной биографии, во многом сочиненной им самим, так как многие озвученные им факты не имеют документального подтверждения, вырисовывается образ именно такого националиста-карьериста. Молодой Абдурахман приезжает в Грозный, чтобы учиться, и советское государство, оценив его дарования, отправляет его в Москву. Он вступает в ВКП(б), поступает в Институт красной профессуры, где вырабатывалась идеология советского государства на основе марксистско-ленинских идей. Затем он получает возможность хорошего служебного и творческого роста на родине, в Чечне, пишет статьи и книги, занимается организационной и хозяйственной работой. И вот тут у Авторханова впервые проявляются его националистические убеждения. В частности, он считал, что Советский Союз не должен вести единую внутреннюю политику. На национальных окраинах, по его мнению, необходимо учитывать так называемые «местные» условия, больше двигать в руководство национальные кадры, создавать преференции коренному населению, отказаться от коллективизации. Если бы такую политику начали проводить в жизнь, от нее как раз бы выиграли партийно-хозяйственные деятели на местах, но СССР, перестал бы существовать как единое государство. В конечном итоге, разрушение страны через рост национализма произошло бы не в конце 1980-х годов, а в середине 1930-х.
Подобный политический курс отстаивал далеко не один Авторханов. Это было очень популярная программа среди тех, кто пошел в партию, не разделяя коммунистических убеждений, но мечтая получить сколько возможно суверенитета на своей национальной территории, непосредственно для своей властной группировки. Внутренняя логика строительства социалистического СССР была противоположной – объединение трудящихся разных народов в единое государство, построенное на общественной собственности на средства производства. Свободное развитие национальностей, социалистическая демократия, основанная на власти рабочего класса. Закономерным разрешением этого противоречия стали действия советских правоохранительных органов, отправивших многих националистов из партийных и советских органов на стройки коммунизма. К сожалению, во время этого процесса были допущены нарушения и беззакония, но в целом это позволило навести относительный порядок в управлении национальными республиками. К самому же Авторханову отнеслись относительно гуманно. Он дважды находился под следствием, но был полностью оправдан Верховным Судом РСФСР и вышел на свободу 22 апреля 1942 года. Твердить о «беззакониях» при Сталине можно бесконечно, но лучше привести этот пример, в подтверждение того, что справедливый суд в СССР существовал.
Мало кому понравится провести несколько лет под следствием, даже если потом тебя оправдали. Таких людей в СССР были десятки тысяч, но далеко не все из них, как только оказались на свободе, вошли в контакт с бандитами и их пособниками, находящимися на нелегальном положении в окрестностях Грозного. Авторханов сделал именно это. Тут к герою нашего повествования возникает очень серьезный вопрос: если ты ни в чем не виноват, и честно служишь своему народу, то откуда у тебя такие связи? Летом 1942 года, когда гитлеровцы вступили на Кавказ и Великая Отечественная война вступила в критическую стадию, каждый делал свой выбор. Очень многие из тех, кто столкнулся с несправедливостью по отношению к себе, продолжили борьбу с нацистской Германией. Другие же, коих было безусловное меньшинство, решили, что война Советским Союзом проиграна, и перешли на сторону врага. Авторханов оказался среди них.
Не сказать, чтобы он был поначалу сильно нужен гитлеровцам. Они намеревались захватать Кавказ и без привлечения на службу предателей, подобных Авторханову, но всё изменилось после побед Красной армии под Сталинградом и Курском. Война требовала больше солдат, готовых мотивированно сражаться с войсками стран Антигитлеровской коалиции, которые значительно превосходили Германию в военном и экономическом потенциале. Нехватку солдат гитлеровцы попытались восполнить, формируя воинские части из националистов и советских военнопленных, готовых вступить в национальные воинские формирования в составе вермахта и СС. Чтобы этот процесс проходил эффективнее, кавказским эмигрантам разрешили провести несколько публичных мероприятий, на которых обсуждались их планы по созданию «независимых» государств на Кавказе после гипотетического поражения СССР. Хотя в это время уже всем было ясно, что такого не будет.
Понятно, чего хотела гитлеровская Германия, но чего хотели такие как Авторханов? Северокавказский национальный комитет, в котором он состоял, призывал к национальной независимости кавказских народов. В практическом плане это означало ликвидацию советов народных депутатов и расформирование колхозов, что было возможно при установлении власти местных националистов под протекторатом Германии. Никакой практической реализации эти планы иметь не могли, но в качестве основы для мотивирующих текстов в газетах, распространявшихся в национальных легионах вермахта, вполне годилось. Большего от Авторханова нацисты и не требовали, главное, чтобы его публикации посильнее зажигали одевших немецкую форму кавказцев умирать за фюрера.
В этом вновь проявили себя идеологические установки, двигавшие такими людьми как Авторханов. Не сумев получить для себя власть в родных местах, они были готовы сотрудничать с кем угодно, только бы услышать желанное: «Будешь сидеть князьком в своем уделе». Да, критикуемая ими советская власть представляла собой диктатуру. Положение о диктатуре пролетариата в интересах всех членов общества является краеугольным камнем марксизма. Диктатура – это принцип государственной власти при любом общественном строе за исключением коммунизма, и дипломированный теоретик Авторханов это прекрасно знал. Выступая против диктатуры пролетариата, он пропагандировал цели меньшинства, которое думало о материальных благах и власти исключительно для себя. Демагогически критикуя коммунистов, он на деле выступал за фашистов, полностью разделяя их политическую программу.

Победа Советского Союза в войне и формирование мировой социалистической системы сопровождалось, в частности тем, что пособникам фашистов, людям типа Авторханова, пришлось пережить несколько неприятных лет, когда им грозило справедливое возмездие за то, чем они занимались во время войны. Авторханову удалось избежать передачи советскому правосудию и довольно быстро устроиться на службу к новому хозяину. Сначала он начал работать в Антибольшевистском блоке народов. Эта организация была создана нацистами на оккупированной территории СССР из украинских националистов, а затем, перешла под управление США и объединила наиболее радикальных антикоммунистов в мире. В качестве характеристики АБН можно привести один из методов ее работы в странах, где шло национально-освободительное движение. Колонизаторы из бывших метрополий формировали «эскадроны смерти», которые пытались путем массового террора не допустить прихода к власти коммунистов, а «АБН» в это же время проводил публичные мероприятия, на которых обосновывал необходимость и правильность физического уничтожения тех, кто начал борьбу за свободу своих народов.
Карьера Авторханова пошла в гору после того, как В 1948 году он прочел цикл лекций о Советском Союзе в военной академии, которая впоследствии стала называться Русским институтом армии США в Германии. В следующему году он был зачислен в ее штат. Для представителей спецслужб США и НАТО, занимавшихся в это время организацией информационно-пропагандистского фронта холодной войны, Авторханов стал настоящим подарком. Бывший партийный работник довольно высокого уровня, талантливый автор, получивший хорошее теоретическое образование и имевший определенное представление о том, как устроено советское общество, перешедший на сторону нацистов. Таким американцы всегда были рады. И вот уже Авторханов, которые еще недавно прятался по лесам, становится одним из лидеров кавказской эмиграции, начинает издавать журнал «Свободный Кавказ» и работать в Мюнхенском институте по изучению СССР.
Задачи перед Авторхановым были поставлены, я бы сказал, стратегического уровня. Он должен был создать единую информационную площадку для кавказской эмиграции, на которой собирались оттачивались идеи сепаратизма. Затем его работа была направлена на противодействие политике Советского Союза в мусульманских странах. В дополнение к этому Авторханов взялся за создание очень далекого от действительности образа партийно-государственной системы власти, сложившейся в СССР. Такой разносторонний подход вполне укладывался в задачу комплексного информационного противодействия стран Запада политике Советского союза, направленной на укрепление мировой социалистической системы. Самому Авторханову это было наверняка по душе. Изобретательные американцы, в отличие от ограниченно мысливших гитлеровцев, использовали Авторханова более эффективно. Теперь ему не нужно было писать агитки в нацистских газетах, призывавшие убивать советских граждан. Наконец, он смог полностью проявить свое отношение к советской стране и социализму. Кавказские националисты под руководством Авторханова лили горькие слезы о том, что их лишили «национально-демократической» власти. Жителей арабских стран бездоказательно запугивали рассказами о притеснениях мусульман в советских республиках. Полные ненависти книги Авторханова были основаны на чтении советских газет и попытках проанализировать прочитанное на основании его представлений об устройстве советского государства начала 1930-х годов.
Так бывший коммунист превратился в предателя, что никак не мешало ему работать на «демократические» страны. Сам он оправдывал сделанный им выбор тем, что сам стал жертвой политических репрессий и после этого в корне изменил отношение к советской власти. Оправдание это довольно слабое. Получается, что, не попав за решетку, он так бы и остался коммунистом? Нет. Есть тысячи примеров того, как несправедливо пострадавшие люди оставались патриотами своей страны, а есть тысячи других случаев, когда люди, получившие от советского государства всё, становились его врагами. Такие решения всегда принимаются на основе личных убеждений, которые лишь проявляются под влиянием внешних обстоятельств.
Наиболее известное художественное произведение Авторханова, книга «Технология власти», это продукт своей эпохи. Он написал именно художественное произведение, а не научное, потому что в нем очень много вымысла, о чем он сам говорит в предисловии к третьему изданию. В наше время доступности информации любой факт проверяется за секунды, а тогда это было невозможно, и Авторханов предлагает нам верить ему на слово.
Авторханов продвигал мысль о том, что Советским Союзом в действительности правила не партия и даже не её уставные руководящие органы (ЦК или Политбюро), а личная администрация диктатора Сталина, которая держала в своих руках управление страной. Наличие некой структуры, поставленной над партией и государством, управляющей столь сложной системой как Советский Союз, лишает государство легитимности, так как в его основе не оказывается правовых норм. Авторханов много пишет о существовании некой «внутренней партии» в КПСС, но эта мысль не его. Первым об этом написал Дж. Оруэлл в романе «1984», антиутопии о возможном будущем Англии. Авторханов создавал полунаучные произведения об СССР, и ему было нужно попытаться как-то подогнать «внутреннюю партию» под реалии СССР. Мысль не самая оригинальная, но весьма выгодная тем, кто поставил передо собой задачу лишить СССР права на существование, обвиняя его в попрании своих же законов. А раз так, то Авторханов призывает не соблюдать в отношении советского государства никаких законов и вмешиваться в его внутренние дела. Об этом же самом твердили самые ярые противники нашей страны из американских политических кругов.
Полуправда, как известно хуже лжи. Гораздо меньше лжи в нашей жизни стало после того, как стали достоянием гласности документы НКВД и КГБ о политической борьбе в СССР. Они, помимо всего прочего, уничтожили миф о «миллионах расстрелянных», поголовных арестах невиновных и многом другом. К творчеству Авторханова сейчас стоит относиться как набору интересных для исследования методов пропагандистской войны в период наивысшего противостояния социализма и капитализма. Восхищаться работами этого писателя и журналиста, тем более пытаться строить на них какие-то исторические выкладки попросту неразумно, так как в них мало самого главного, что нужно для работы историка – научно-исторических фактов, подтвержденных надежными историческими источниками. Пытаясь решить эту проблему, Авторханов призывает верить ему, а это известный признак манипуляции.
Более всего мне хочется разобраться в том, почему значительная часть советской интеллигенции (историки, обществоведы, философы) так легко и с таким упоением восприняли идеологический набор, озвученный в произведениях Авторханова. Видя несовершенство построенного в СССР социализма, они отказались от марксизма, посчитав, что причиной экономических и социальных проблем их страны стала именно идеология, определявшая развитие советского общества. Простая мысль о том, что нужно как можно лучше делать свое дело, и это уже преобразит страну, им в голову не приходила. Сами они никакой идеологии не выработали, а лишь воспользовались тем, что уже было заблаговременно разработано за рубежом и максимально возможно адаптировано именно для них – советских интеллигентов.
Что сказать? Американские мозговые центры действовали изобретательно и профессионально. Находили нужных людей, умело вели пропагандистскую работу, точно знали куда и какими силами надо наносить удары в идеологическом противостоянии, которое было одним из основных театров военных действий в холодной войне. Авторханов умело применяет приемы этой борьбы. Например, он пишет о том, что его книги читает руководство КПСС, а гражданам СССР их читать не разрешают. Наверное, не доверяют. Отбиваясь от информационной кампании в советской прессе, призванной дезавуировать его произведения в глазах советского и международного читателя, он указывает на ошибки журналистов. Говорит, что в советской печати не приводятся цитаты из его книг из-за опасений, что советские граждане убедятся в их правдивости. Все эти слабые места советской информационной политики дали о себе знать уже в период перестройки, когда на неискушенных советских граждан обрушился вал антисоветской пропаганды, и фактически похоронил под собой рациональное мышление многих из них. Наверное, советским пропагандистам стоило действовать более умело, но это мы сейчас, обладая пост-знанием, можем так говорить.
Ползучая контрреволюция, подтачивавшая основы советского строя, до определенного времени не имела серьезных перспектив. Все изменилось после того, когда советские и партийные органы перестали вести бескомпромиссную борьбу с явлениями, противоположными социализму. Национализм, сепаратизм, оправдание фашизма, призывы к установлению буржуазного общественного строя всегда присутствовали в общественной жизни СССР. До определенного времени с ними боролись, но с середины 1950-х годов всё слабее, и постепенно отношение к возможному восстановлению капитализма стало меняться.
Именно в этом направлении вел пропагандистскую («научную») деятельность Авторханов. Обвиняя Советский Союз в цензуре и отсутствии свободы слова, понимаемой как возможность вести публичную борьбу с коммунизмом, Авторханов ни словом не упоминал о других, не менее жестких, ограничениях, существовавших в странах буржуазной демократии. Вот он, например, мог в своих книгах писать что угодно, но главные пропагандистские посылы он должен был неукоснительно доносить до читателя. Речь идет о единстве сущности советского и фашистского режимов, личной ответственности Сталина за миллионы убитых людей, преступности советской власти. Вторым рядом шли концепты «преданной революции», русско-имперской политике СССР в национальных республиках, угнетении народов большевиками. За некоторые из этих мыслей, озвученные публично, сегодня, в буржуазной России, можно, пожалуй, получить административный штраф.

Авторханов нанес вред своей бывшей стране и мировому коммунистическому движению еще и тем, что на его мыслях выросло поколение записных антисоветчиков и предателей. Таких как, например, Виктор Суворов (Резун), который прямо называет Авторханова своим творческим и идейным прародителем. Принцип соединения полуправды с прямой ложью, использовавшийся Авторхановым, действительно стал основой для книг Резуна. Современные чеченские сепаратисты считают Авторханова своим великим учителем. На международной конференции, состоявшейся в Мюнхене, 10 ноября 2018 года так называемый «первый заместитель председателя Кабинета Министров Чеченской Республики Ичкерия», А-П. Солтыханов сказал, что книги Авторханова оказали огромное влияние на террористов-дудаевцев. Именно под их влиянием была создана людоедская идеология бандитской Ичкерии.

Тем не менее высказанные Авторхановым мысли продолжают жить в общественном сознании России. На его книгах и статьях до сих пор готовят студентов и аспирантов во многих вузах нашей страны. Его работы переиздаются и вызывают восторженные комментарии. Нужно ли это современной России, которая в очередной раз противостоит военно-политическому блоку НАТО, в недрах которого рождались концепции использования таких как Авторханов против нашего государства? Совершенно не нужно, но пока что наследие Авторханова никуда не денется. Для этого необходимо признать, что весь идейный багаж антикоммунизма, на котором во многом построена современная российская идеология, является сдерживающим фактором в развитии страны. Книги Авторханова, как кажется ответственным за идеологию, до сих пор решают важную задачу внутренней политики России. Через них гражданам постоянно внушается мысль о том, что ни в коем случае не надо снова начинать строить социализм. Посмотрите, как он был ужасен, Авторханов не даст соврать.
Подобный подход был эффективен только в определенной мере и до того момента, пока между Россией и империалистическими государствами сохранялся «холодный мир». С февраля 2022 года само развитие страны требует перехода к новым формам общественного устройства. Победа в противоборстве со столь серьезными противниками, как государства Запада во главе с США, возможна только при условии построения в нашей стране государства социальной справедливости и общественной собственности на средства производства. Только это, как показала история Великой Отечественной войны, позволяет сохранить суверенитет и величие страны. И наоборот: когда в России полно несправедливости, когда власть и собственность стали источником личного обогащения для мизерной части граждан, как это было в 1914-17 годах, очень трудно гарантировать целостность государства.
Надеюсь, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями необходимых стране изменений. Воздаяние должного книгам и статьям Авторханова, отправка их в историческое забвение, будет одним из таких шагов.
Сергей Рядчиков