После установления советской власти, советское правительство направило «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором признало национальные и культурные учреждения всех народов России, их обычаи и верования, свободными и неприкосновенными.
Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», отделил школу от церкви. По майскому декрету 1918 г. СНК РСФСР все учебные заведения передавались Наркомпросу РСФСР. В октябре 1918 г., согласно «Декларации прав народов России», был утвержден документ «О школах национальных меньшинств». Школы становились государственными, обучение должно было проводиться на родном языке, изучались национальная литература и история своего народа. Документ устранил все препятствия для развития школьного образования нерусских народов.
В ноябре 1918 г. был организован отдел просвещения национальных меньшинств в наркомате просвещения РСФСР, занимавшийся организацией и управлением культурно-просветительскими учреждениями этих народов. Устанавливалось, что все национальности, которые населяют РСФСР, используют право организации обучения на родном языке на обеих ступенях единой трудовой школы, а также в высшей школе. Население Северного Кавказа очень быстро восприняло идею, что дети, причем как мальчики, так и девочки, должны получать образование. В 1920-1921 гг. в Советской России действовало около 24 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, причем, численность женщин в них составляла 3/4 от общего количества обучающихся.
В регионе одновременно решались такие масштабные задачи, как повышение культурного уровня народов и их сближения, посредством образования. При отделе просвещения национальных меньшинств Наркомпроса РСФСР в 1919 г. была организована редакционная коллегия для создания национальной литературы и алфавитов народов, ранее не имевших письменности. На местах создавались авторские коллективы, организовывались типографии для издания учебников.