Как сказал годный и известный в своих кругах писатель Вячеслав Верховский: после смерти мы все земляки… И вроде как не поспоришь. По факту, кладбище — это исключительная по природе своей локация, внушающая самый разнообразный спектр эмоций. И даже самые суровые циники, утверждающие, мол, что «мёртвые не кусаются», не особо торопятся при возможности посетить последнее пристанище бренных человечьих телес. А если это ещё и цельный некрополь… В целом, чем не примечательное местечко для изучения?
Сегодня речь пойдет о Пятигорском некрополе. Пусть, к моему великому неудовольствию, он и не вошёл в списки старейших некрополей России, это никак не умаляет его достоинств. Уж точно он является довольно крупной достопримечательностью Кавказа. Ведь не каждое кладбище удостоится звания «музея под открытым небом».
Думаю, стоит продолжить с его истории, довольно мистической и занимательной.
Некрополь был основан в первой половине XIX века. Он является государственным памятником архитектуры и по совместительству одним из старейших кладбищ Ставропольского края. Губернатор края, командующий войсками Кавказской линии, генерал фон Сталь Карл Федорович, предвидя растущее значение молодого курорта, решил сам выбрать территорию для будущего кладбища. Ему особенно понравилось холмистое, живописное место, с которого открывался вид на будущий город, на горную цепь Главного Кавказского хребта с величавым Эльбрусом в центре.
Выбор его оказался удачным и был одобрен сопровождающими его лицами. При этом фон Сталь заметил: «Желательно, чтобы первым было захоронено какое-то значительное лицо».
По иронии судьбы или воле злого рока, но генерал на своей шкуре доказал известную фразу «мысль материальна» («накаркал», проще говоря), через несколько дней он скончался от кровоизлияния в мозг и был самым первым похоронен на этом кладбище (также он стал первой «знаменитостью» в некропольском списке известных усопших). Дата его погребения, 28 июля 1824 года, является началом основания пятигорского «Некрополя». Неплохое начало, не так ли? На этом интересные факты не заканчиваются.
На территории «Некрополя» можно найти довольно много исторических памятников. Начинается он с церкви Лазаря Четверодневного, иначе — Лазаревская кладбищенская церковь. Названа она в честь Иисуса Христа, воскрешающего Лазаря Четверодневного из мертвых. По иной версии — в честь Праведного Лазаря, епископа Китейского.
В 1826 году братья Бернардацци, Джованни-Баттиста и Джузеппе-Марко (также упокоившиеся на территории некрополя) выбрали место за городом, в непосредственной близости от кладбища и составили проект будущей церкви. В 1828 году архимандрит Товия совершил молебен по случаю закладки церкви. Первый камень положил генерал Еммануель, командующий Кавказской линией. К моему удивлению, последний приют он нашёл в городе Кропивницком, а не на Пятигорском кладбище, в отличие от тех многих, что при жизни имели с ним дело. Исключение из любопытной закономерности, не иначе.
В 1856 году строительство храма, освященного во имя Лазаря, было закончено. Однако, через 28 лет то ли из-за плохого грунта, то ли из-за случившегося в 80-х привычного для горной местности землетрясения (а может и то, и то сразу) здание храма дало трещину, и его пришлось разобрать.
В 1895 году заново началось строительство Лазаревской церкви, контроль за строительством которой осуществлял городской архитектор Василий Васильевич Графф. Он же был и автором проекта. Был залит фундамент и через 7 лет храм был выстроен заново, а через год — освящён.
В январе 2002 года храм стал подворьем Бештаугорского Свято-Успенского Второ-Афонского мужского монастыря (того самого, что гиды любят запихивать в местные экскурсионные программы).
Что очевидно, Некрополь славится не только своей старинностью и разнообразием архитектурных стилей, но и именитыми лицами, на нём захороненными.
В первую очередь Лермонтов, известнейший поэт и второе «наше всё» после Пушкина. Михаил Юрьевич был убит на дуэли своим товарищем по юнкерской школе Николаем Мартыновым, офицером в отставке. Дуэль случилась 27 июля 1841 года в Пятигорске. Как всем известно, поэт обладал дерзким нравом, а его шутки часто вызывали негодование окружающих. Это то и довело его до беды: по рассказам секундантов, причиной дуэли стала именно шутка в адрес Мартынова, которую тот счел оскорбительной. На Пятигорском кладбище тело пролежало 250 дней. Его бабушка, Елизавета Арсеньева, добилась разрешения перезахоронить внука. Его прах перевезли в свинцовом гробу в Тарханы, где поэт и покоится по сей день с 23 апреля 1842 года на семейном кладбище рядом с дедом и матерью.
Первое место захоронения же пользуется славой и в наши дни, чаще всего именно из-за него Некрополь посещают туристы. Мне удалось побывать на месте в октябре, как раз после дня рождения поэта. Это событие в этом году, по всей видимости, не осталось незамеченным.
Памятник на старом месте захоронения «именинника» был украшен цветами, преимущественно хризантемами в горшках с ленточками и корзинах.
Одну из них дополняла открытка.
Если это не подходит под описание слова «трогательно», то я не знаю тому достойной замены…
Мексиканцы на День Поминовения Усопших, иначе «Эль Диа дэ Муэртос», верят, что душа покойника жива – так же, как и мы с вами. Но лишь до тех пор, пока о ней помнят и чтут. Без этого она перестаёт существовать в мире, как мёртвых, так и живых. Во многих культурах мира очень популярен подобный концепт — та же самая мысль встречается во множестве разнообразных форм. Исходя из вышеприведённого, могу сказать с полным правом — Лермонтов действительно бессмертен. 205 лет от роду, как-никак!
С поэтом «соседствует» когорта известных людей: Евгения Шан Гирей — его троюродная племянница, Кобылин Василий Александрович — председатель Русского Бальнеологического Общества Пятигорска, Анна Александрова Цаликова — дочь священника А.И. Цаликова, учительница, приятельница и объект вдохновения К. Хетагурова, адресат многих его писем, а также её сестра — Юлиана Цаликова. Надгробная стела сделана по проекту инженера И. И. Байкова. Радует, что все могилы ухожены и имеют подобающий вид.
Не так далеко можно обнаружить захоронения ранее упомянутого генерала фон Сталя Карла Федоровича, так неудачно «разбудившего лихо», и братьев Бернардацци, создателей Пятигорска таким, каким все его знают и любят.
Могила генерала стилизована под саркофаг, среди знаменитых захоронений она одна в своём роде на целое кладбище, братья-архитекторы же покоятся под лаконичной колонной с надписями на итальянском и русском языке.
Довольно забавный факт: при осмотре могилы Бернардацци неподалёку от неё мною был найден листок бумаги в траве (видно на фотографии выше). Поначалу он был принят за продукты человеческой активности, и я был готов хорошенько обругать недобросовестных посетителей кладбища, но интригующая надпись: «Не играйте!», а также оброненные рядом канцелярские принадлежности, никак не походящие на мусор, привлекли моё внимание. На развороте листа обнаружилась прелюбопытная картина — расчерченный детским почерком вариант упрощённой «спиритической доски» — обычной потусторонней забавы. Принцип действия прост: над клетками «Да/Нет» собираются в круг гадающие и, держась за руки, призывают ушедшего в мир иной духа. Один из просящих держит в руке маятник. По его положению над клетками неумелые «некроманты» получают ответы на свои вопросы. Меня немного смутили разбросанные рядом карандаши, ластики и нитки. Поразмыслив минуту и пособирав по сусекам памяти все знания о спиритизме, я с умилением осознал одну простую вещь: школьники оказались «подкованными» и сделали всё по правилам. Закон здесь прост: считается, что после вызова духа на кладбище все предметы, принимавшие участие в процессе, не должны покинуть предела кладбищенских ворот. Тем более они не должны попасть к гадающим домой, можно накликать беду и притащить к себе под дверь чёрти что. В момент понимания я даже пустил скупую слезу, приятно знать, что в наши дни остались такие любопытные, верящие в тайны детишки. Всё-таки шалости и страшилки переходят из поколения в поколение, некоторые вещи даже время не косит.
Умиление активностью молодёжи закончилось ровно на том моменте, когда я осматривал старинные склепы, заброшенные, разнесенные и находящиеся в удручающем виде. Внутри одной из построек меня особенно «порадовали» расписанные на стенах пентаграммы и призывы к самым известным чертям, «попытки в сатанизм», так сказать. Я даже успел возмутиться: ни в чём не повинный склеп рядом с церковью мы осквернили, а вот под Чёртовым Мостом не поставили ни одной перевёрнутой звезды, даже несчастного чёртика не нарисовали!* (Читайте статью «Таинственные локации. Чёртов Мост»). Странности в приоритетах у ребятишек… Некоторые из надписей в обрывках были сделаны чем-то красноватым, слишком тёмным на мой взгляд для карандаша или маркера. В тот момент я искренне надеялся, что рисовали не кровью… Хотя мне могло и почудиться. Фотографии не прилагаю, дабы не травмировать особо нежных читателей и не оскорблять чувств верующих, если только я уже не успел этого сделать.
Отдельного упоминания стоит тот факт, что многие могилы находятся в неприглядном состоянии. Разумеется, церковь и работники некрополя поддерживают в нём божеский вид. Но при всём при том, разрушение высовывает свою уродливую голову: то тут, то там находятся захоронения просто заброшенные, что для кладбища не новость. Попадаются разграбленные — с выдранными кусками металлического забора, похищенными медными табличками и целыми могильными плитами. Встречались часто и просто разрушенные — пострадавшие от дней войны и лихих 90-х, до простой активности вандалов современности.
Стоит, однако, добавить каплю мёда в бочку дёгтя — один из самых приятных фактов о Пятигорске имел место подтвердиться. Этот город оказывается поли-религиозным и культурным не только среди живых, но и среди мёртвых. Как часто написано в справочниках и сайтах по некрополю, в одном месте встречаются захоронения различных конфессий. Православный крест соседствует с католическим, где-то рядом виднеется мусульманский полумесяц. Попадались могилы различных национальностей, очень меня обнадёжила находка с надписями на грузинском языке, пусть и находящаяся в укромном месте прямо под оградой Воинского кладбища. Некоторые памятники наводили на мысли о старинных языческих капищах — одновременно близких и таких далёких от общепризнанных ветвей веры.
Вывод: Пятигорский некрополь — это истинно чарующее место, несомненно, достойное звания «музея под открытым небом». В сегодняшнюю статью не попало множество примечательных захоронений лишь по одной простой причине — список интересных личностей и знаменитых людей действительно впечатляет своей длиной. Упомянуть подробно всех и каждого в одной статье, к сожалению, не представляется возможным. Локация не просто одухотворённая, но взаправду загадочная — захоронения самоубийц, выдворенные за кладбищенские пределы, затерянная могила известного во времена Российской Империи фокусника Роберта Ленца, бывшего когда-то придворным артистом персидского шаха Насер ад-Дина, соперничавшего с приехавшим в Москву Гудини и в итоге почившего от астмы. Также утерянная могила его ассистента и племянника — Карла Ленца, отправившегося в мир иной вскоре после кончины дяди при помощи эффектной комбинации себя и приставленного к собственному виску пистолета, может вызвать интерес у искателей загадок и мистики. И множество прочих тайн, ожидающих исследователей и энтузиастов для своих раскрытий… Пусть скептики стоят на своем, искренне считая всё это фикцией и плодом человеческой фантазии — каждый видит то, что хочет видеть.
Пятигорский некрополь по праву может считаться таинственной локацией — с самого дня своего основания.
Савид