Академическая галерея, когда-то называвшаяся Елизаветинской. В Пятигорске она видна почти отовсюду – легкая, светлая, широко раскинувшая свои крылья, словно для полета над городом, лежащим перед нею. Как драгоценная корона венчает это белокаменное чудо Горячеводскую долину, спрятанную между машукскими отрогами – горой Горячей и Внутренним хребтом.
В начале позапрошлого века, когда курорт только рождался, жизнь кипела в стороне отсюда, у горячих источников и первых деревянных купален возле них. А здесь, в глухом уголке, меж кустарников и скал, вытекал из каменных глубин еще никому неведомый ключ тепловатой водицы. Понадобилось гениальное чутье московского доктора Федора Гааза, чтобы распознать и сделать достоянием людей ее целительную силу.
«Кислосерный колодец», который доктор назвал Елизаветинским, сделался очень популярным у «водяного общества». Чтобы защитить гуляющих от дождя и солнца у источника поставили простенький полотняный навес, вскоре заменив его деревянным. А чудо-галерея появилась здесь после того, как наместником Кавказа стал князь Михаил Семенович Воронцов, желавший придать курортам истинно европейский блеск. Исполнителем своей воли он избрал зодчего-англичанина Самуила Уптона, которому поручил возвести капитальные галереи у минеральных источников. Публике, пьющей целебную воду, считал наместник, должно быть в них удобно, покойно, приятно и в хорошую, и в дурную погоду. А сами здания должны радовать глаз изяществом и благородством форм.
Уптон, выполнил волю патрона, построил на всех курортах такие сооружения. Ни одно из них не походит на другое, каждое красиво по-своему. И все же Елизаветинская галерея, возведенная одной из первых, в 1849 году, выделяется среди них. Легкость, воздушность, открытость солнцу, воздуху, свету… Даже в пасмурную погоду стены и арки галереи словно светятся изнутри. А уж в ясную излучают особое серебристое сияние, несмотря на патину времени, тронувшую идеально гладкую поверхность камня.
И конечно же, кажется, что галерея всегда была единым целым с лестничным ансамблем, который ведет к ней снизу. Между тем, этот ансамбль, соединяет времена, разделенные почти целым веком. Убедиться в этом помогут старые почтовые открытки, посвященные преображению внешнего облика Академической галереи в 30-е годы ХХ столетия.
Первая выпущена в 1927 году, два года спустя после того, как галерея получила имя Академической – в честь 200-летия Российской Академии Наук. Как видим, к ней еще не ведет знаменитый лестничный ансамбль, привычный глазу нынешних пятигорчан и гостей курорта. Сквозь густую зелень так называемого Елизаветинского цветника с трудом просматривается узкая, крутая лесенка, по которой приходилось тогда подниматься к галерее. Вторая и третья открытки выпущены в 1935 году, через два года после того, как по проекту архитектора П.П. Еськова, главным инженером курорта Л.М. Августинским был сооружен каскад лестниц и площадок, совершенно изменивший облик галереи, построенной в середине Х1Х века Самуилом Уптоном. Вырубленная зелень Елизаветинского цветника позволяет увидеть новостройку во всей его красе – этого эффектного зрелища сегодня мы практически лишены – разросшиеся деревья вновь закрыли склон горы с лестничным ансамблем.
К сожалению, ради того, чтобы творение Еськова было видно снизу, от «Цветника» и театра, по распоряжению тогдашних властей вырубили аллею вековых лип, украшавшую верхнюю часть главного проспекта. Третья открытка наглядно демонстрирует, как выглядел в ту пору бульвар, ведущий к Академической галерее – вместо поэтичных старых лип посажены пальмы, давно исчезнувшие оттуда, а так же туи, которые ныне благополучно разрослись и, почище тех давних лип, закрыли вид на галерею.
Может быть, поглядев на эти открытки, стоит подумать о восстановлении исторического облика старого бульвара? Если за вновь посажеными липами хорошо следить, то и красота их сохранится, и возможность видеть галерею останется.
Вадим Хачиков
Заслуженный работник культуры РФ