ИсторияЭмигранты против России

Служили два полковника

­­Каждый выбирает для себя 
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Большинство людей старшего поколения смотрело, конечно, замечательный художественный фильм «Служили два товарища», вышедший на киноэкраны СССР в 1968 году. Снимали этот фильм к юбилею Перекопской битвы. После этой операции в годы Гражданской войны Красная Армия освободила Крым от войск белого генерала Врангеля. Режиссер картины Евгений Карелов читал мемуары участников этой битвы, по реальным историям Юлий Дунский и Валерий Фрид написали сценарий для фильма. В работе сценаристам помог отец Фрида: в годы Гражданской войны он тоже служил на фронте, был медиком. Валерий Фрид в фильме сыграл доктора, по сути — своего отца.

Несмотря на трагический финал (герой фильма красноармеец Андрей Некрасов (О. Янковский) был застрелен белогвардейским офицером из снайперской винтовки), фильм заканчивается оптимистично и символично: кадрами бегущей детворы рядом со вступающими в город частями Красной Армии, как бы означающими победу и конец Гражданской войны.

Перед самым финалом мы видим картину и личной трагедии белогвардейца (В. Высоцкий), убившего Некрасова. Он садится на пароход, покидающий навсегда крымский берег его страны, но, поняв бессмысленность ситуации, в которую он попал, кончает жизнь самоубийством.

Но мало кого тогда эта сцена могла взволновать – симпатии зрителей, конечно же, были вполне закономерно на стороне героев-красноармейцев, а не их врагов. Им, и только им – победителям по праву предназначалась добрая память благодарных потомков, вселяющая в их души жизнеутверждающую энергию.

Однако сейчас уже иные фильмы приходят на современные экраны, жизнеутверждающее начало которых, отнюдь, не столь очевидно. Скорее, наоборот, их цель — посеять сомнения в душах нового поколения в правильности выбора их дедов и отцов, пробудить ростки ненависти ко всему отеческому, и чувство зависти к тем, кто устроился жить за рубежом.

К таким, например, принадлежит и так называемый «документальный» фильм «Два памятника одной трагедии», сценарием которого послужила пропагандистская брошюра-боевой листок ОСВАГа под названием «Большевики в Ставрополе». Как водится в таких случаях, авторы постарались в нем собрать как можно побольше сцен зверств, якобы чинимых большевиками, представлявшими советскую власть, но заканчивается фильм все же почему-то документальным фото зверски казненного на виселице «красного палача» Ашихина атаманом Шкуро. А вот документальных свидетельств казней, творимых якобы страшным палачом Ашихиным, авторы так и не смогли привести, несмотря на очевидные старания. Самого же полковника Шкуро, которого авторы называют героем, а не палачом, виселица прождала еще долгих 28 лет и лишь в январе 1947 года приговор советского суда над ним и его подельниками будет приведен в исполнение в городе Москве. Через 20 лет, к выходу фильма «Служили два товарища» о нем никто и не вспомнит.

Однако, очевидно, что фильм «Два памятника одной трагедии» решает чисто пропагандистскую задачу — воскресить память о былых «героях борьбы с большевизмом». Заканчивается он, как и следовало ожидать, лицемерными пафосными словами антикоммунистической пропаганды: «Спустя многие годы имя палача Ашихина остается символом верности коммунистическим идеалам. Только недавно, стараниями неравнодушных людей, события офицерского восстания для меня, ставропольца в третьем поколении, открыли ряд имен достойнейших наших земляков — офицеров и патриотов, людей чести и долга, людей большого личного мужества. Их достойные имена увековечены на скромном могильном памятнике. И сегодня, как напоминание, как предостережение для всех живущих установлены эти два памятника».

Оставим за скобками то обстоятельство, что такие «старания неравнодушных людей», как правило, нынче хорошо вознаграждаются всевозможными грантами и премиями, и постараемся понять, о чем могут напоминать и предостерегать эти два памятника?

Если памятник, установленный полвека назад в честь солдата-буденновца, понятно, о чем напоминает и от чего предостерегает, то вот с новым сегодняшним памятником «офицерам антибольшевистского восстания» — не совсем.

Три поколения – это 60 лет. 60 лет тому назад наши симпатии, да чего греха таить, скорее всего, и авторов нового фильма, безусловно, были на стороне Красной Армии, о чем и свидетельствует установка первого памятника, а всякие вылазки против законной власти всяких там офицеров, мы называли не восстаниями, а попытками военных переворотов. Конечно же, и сейчас во всем мире вряд ли кому придет в голову ставить памятники генералу Франко в Испании, Пиночету в Чили, или «черным полковникам» в Греции, потому что ничего кроме жестокой военной диктатуры их «восстания» народам не принесли.
В связи с чем возникает вопрос: почему же именно в Ставрополе решили отличиться и поставить памятник «антибольшевистскому восстанию офицеров», точнее, если называть вещи своими именами, кровавой попытке военного переворота власти в Советской Ставропольской губернии? И почему так запоздало? Чтобы порадовать в очередной раз русофобов? Дескать, жил 100 лет глупый русский народ, добровольно сменивший татаро-монгольское иго на большевистское, и только теперь прозрел, и понял, что памятники-то, оказывается, не тем ставил. Надо было бы ему ставить памятники не героям Гражданской войны, а «борцам с большевизмом».
Однако, полковнику Ртищеву, главарю так называемого «восстания» никто не мешал сделать такой же выбор, какой сделал, к примеру, полковник  Б. Шапошников, ставший впоследствии маршалом Красной Армии, и чье имя теперь носит боевой корабль Тихоокеанского флота, а также тысячи других офицеров бывшей царской армии, не нарушивших воинскую присягу Отечеству и поступивших на службу в РККА. Гражданская война сделала этих офицеров смертельными врагами друг другу. Но следуя логике авторов пропагандистского фильма, необходимо позаботиться о том, чтобы на флоте был еще корабль и с именем полковника Ртищева.

Но еще в 1926 году поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» предположил, что памятник должен обязательно нести некую идею, вдохновляющую потомков на созидание. Помните?

В коммунизм из книжки
верят средне.
«Мало ли,
что можно
в книжке намолоть!»
А такое —
оживит внезапно «бредни»
и покажет
коммунизма
естество и плоть.

А что нам покажет памятник участникам антибольшевистского восстания? То же самое, что и еще более раннее «офицерское восстание» на Юге России под предводительством генерала Л. Корнилова – обреченность антинародных восстаний. Хоть оно было и более удачным – Советской власти не удалось его сразу подавить, но кроме развязывания кровавой Гражданской войны, неисчислимых бедствий и жертв, это «восстание» ничего более не смогло принести России.

Выходит, сооружение таких памятников предупреждает лишь об одном — о попытках переписать историю в пользу потерпевших историческое поражение, вытравить из российского народа дух Победы, совершить переворот в сознании людей и развязать очередную, уже реваншистскую гражданскую войну. И трагические события на Украине, где давно уже установлены памятники бандеровцам, тому лишь подтверждение.

Однако, историю повернуть вспять невозможно, и она в конце концов всегда справедливо решит, говоря словами еще одного советского поэта Роберта Рождественского, — «Кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие». И не рискуем ли мы, в таком случае, возводя памятники офицерам, ставшими палачами своего народа, оскорбить собственную историческую память?

Так, зачем же ставить памятники офицерам, ставшими палачами своего народа?

Максим Иванов, Ставрополь

 

 

 

 

Еще по теме

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЯТИГОРСКИЙ ТРАМВАЙ

rprkmv

ЗАВЕРШЕНИЕ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ. ПЛЕНЕНИЕ ШАМИЛЯ

rprkmv

Краткая характеристика российских эмигрантов, вставших на путь сотрудничества с противниками нашей страны

rprkmv