Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
Большинство людей старшего поколения смотрело, конечно, замечательный художественный фильм «Служили два товарища», вышедший на киноэкраны СССР в 1968 году. Снимали этот фильм к юбилею Перекопской битвы. После этой операции в годы Гражданской войны Красная Армия освободила Крым от войск белого генерала Врангеля. Режиссер картины Евгений Карелов читал мемуары участников этой битвы, по реальным историям Юлий Дунский и Валерий Фрид написали сценарий для фильма. В работе сценаристам помог отец Фрида: в годы Гражданской войны он тоже служил на фронте, был медиком. Валерий Фрид в фильме сыграл доктора, по сути — своего отца.
Несмотря на трагический финал (герой фильма красноармеец Андрей Некрасов (О. Янковский) был застрелен белогвардейским офицером из снайперской винтовки), фильм заканчивается оптимистично и символично: кадрами бегущей детворы рядом со вступающими в город частями Красной Армии, как бы означающими победу и конец Гражданской войны.
Перед самым финалом мы видим картину и личной трагедии белогвардейца (В. Высоцкий), убившего Некрасова. Он садится на пароход, покидающий навсегда крымский берег его страны, но, поняв бессмысленность ситуации, в которую он попал, кончает жизнь самоубийством.
Но мало кого тогда эта сцена могла взволновать – симпатии зрителей, конечно же, были вполне закономерно на стороне героев-красноармейцев, а не их врагов. Им, и только им – победителям по праву предназначалась добрая память благодарных потомков, вселяющая в их души жизнеутверждающую энергию.
Однако сейчас уже иные фильмы приходят на современные экраны, жизнеутверждающее начало которых, отнюдь, не столь очевидно. Скорее, наоборот, их цель — посеять сомнения в душах нового поколения в правильности выбора их дедов и отцов, пробудить ростки ненависти ко всему отеческому, и чувство зависти к тем, кто устроился жить за рубежом.
К таким, например, принадлежит и так называемый «документальный» фильм «Два памятника одной трагедии», сценарием которого послужила пропагандистская брошюра-боевой листок ОСВАГа под названием «Большевики в Ставрополе». Как водится в таких случаях, авторы постарались в нем собрать как можно побольше сцен зверств, якобы чинимых большевиками, представлявшими советскую власть, но заканчивается фильм все же почему-то документальным фото зверски казненного на виселице «красного палача» Ашихина атаманом Шкуро. А вот документальных свидетельств казней, творимых якобы страшным палачом Ашихиным, авторы так и не смогли привести, несмотря на очевидные старания. Самого же полковника Шкуро, которого авторы называют героем, а не палачом, виселица прождала еще долгих 28 лет и лишь в январе 1947 года приговор советского суда над ним и его подельниками будет приведен в исполнение в городе Москве. Через 20 лет, к выходу фильма «Служили два товарища» о нем никто и не вспомнит.
Однако, очевидно, что фильм «Два памятника одной трагедии» решает чисто пропагандистскую задачу — воскресить память о былых «героях борьбы с большевизмом». Заканчивается он, как и следовало ожидать, лицемерными пафосными словами антикоммунистической пропаганды: «Спустя многие годы имя палача Ашихина остается символом верности коммунистическим идеалам. Только недавно, стараниями неравнодушных людей, события офицерского восстания для меня, ставропольца в третьем поколении, открыли ряд имен достойнейших наших земляков — офицеров и патриотов, людей чести и долга, людей большого личного мужества. Их достойные имена увековечены на скромном могильном памятнике. И сегодня, как напоминание, как предостережение для всех живущих установлены эти два памятника».
Оставим за скобками то обстоятельство, что такие «старания неравнодушных людей», как правило, нынче хорошо вознаграждаются всевозможными грантами и премиями, и постараемся понять, о чем могут напоминать и предостерегать эти два памятника?
Если памятник, установленный полвека назад в честь солдата-буденновца, понятно, о чем напоминает и от чего предостерегает, то вот с новым сегодняшним памятником «офицерам антибольшевистского восстания» — не совсем.
Три поколения – это 60 лет. 60 лет тому назад наши симпатии, да чего греха таить, скорее всего, и авторов нового фильма, безусловно, были на стороне Красной Армии, о чем и свидетельствует установка первого памятника, а всякие вылазки против законной власти всяких там офицеров, мы называли не восстаниями, а попытками военных переворотов. Конечно же, и сейчас во всем мире вряд ли кому придет в голову ставить памятники генералу Франко в Испании, Пиночету в Чили, или «черным полковникам» в Греции, потому что ничего кроме жестокой военной диктатуры их «восстания» народам не принесли.
В связи с чем возникает вопрос: почему же именно в Ставрополе решили отличиться и поставить памятник «антибольшевистскому восстанию офицеров», точнее, если называть вещи своими именами, кровавой попытке военного переворота власти в Советской Ставропольской губернии? И почему так запоздало? Чтобы порадовать в очередной раз русофобов? Дескать, жил 100 лет глупый русский народ, добровольно сменивший татаро-монгольское иго на большевистское, и только теперь прозрел, и понял, что памятники-то, оказывается, не тем ставил. Надо было бы ему ставить памятники не героям Гражданской войны, а «борцам с большевизмом».
Однако, полковнику Ртищеву, главарю так называемого «восстания» никто не мешал сделать такой же выбор, какой сделал, к примеру, полковник Б. Шапошников, ставший впоследствии маршалом Красной Армии, и чье имя теперь носит боевой корабль Тихоокеанского флота, а также тысячи других офицеров бывшей царской армии, не нарушивших воинскую присягу Отечеству и поступивших на службу в РККА. Гражданская война сделала этих офицеров смертельными врагами друг другу. Но следуя логике авторов пропагандистского фильма, необходимо позаботиться о том, чтобы на флоте был еще корабль и с именем полковника Ртищева.
Но еще в 1926 году поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» предположил, что памятник должен обязательно нести некую идею, вдохновляющую потомков на созидание. Помните?
В коммунизм из книжки
верят средне.
«Мало ли,
что можно
в книжке намолоть!»
А такое —
оживит внезапно «бредни»
и покажет
коммунизма
естество и плоть.
А что нам покажет памятник участникам антибольшевистского восстания? То же самое, что и еще более раннее «офицерское восстание» на Юге России под предводительством генерала Л. Корнилова – обреченность антинародных восстаний. Хоть оно было и более удачным – Советской власти не удалось его сразу подавить, но кроме развязывания кровавой Гражданской войны, неисчислимых бедствий и жертв, это «восстание» ничего более не смогло принести России.
Выходит, сооружение таких памятников предупреждает лишь об одном — о попытках переписать историю в пользу потерпевших историческое поражение, вытравить из российского народа дух Победы, совершить переворот в сознании людей и развязать очередную, уже реваншистскую гражданскую войну. И трагические события на Украине, где давно уже установлены памятники бандеровцам, тому лишь подтверждение.
Однако, историю повернуть вспять невозможно, и она в конце концов всегда справедливо решит, говоря словами еще одного советского поэта Роберта Рождественского, — «Кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие». И не рискуем ли мы, в таком случае, возводя памятники офицерам, ставшими палачами своего народа, оскорбить собственную историческую память?
Так, зачем же ставить памятники офицерам, ставшими палачами своего народа?
Максим Иванов, Ставрополь