ИсторияКавказ в XIX - начале XX в.

Развитие образования и демократическое движение на Северном Кавказе

Города Северного Кавказа в конце XIX – начале XX века стали центрами школьного образования. Число учебных заведений было невелико, а учиться во многих из них, особенно в гимназиях и кадетских корпусах, могли главным образом дети зажиточных родителей.

Гимназии были во Владикавказе и Екатеринодаре, в Грозном и Баталпашинске, во Владикавказе. Кроме того, во Владикавказе было музыкальное училище, в Майкопе — реальное и техническое училище; в станице Лабинской — учительская семинария. В Грозном в 1914 г. были реальное училище, женская гимназия, ремесленная школа, горская школа, женское 4-классное училище и Пушкинское 6-классное, в Темир-Хан-Шуре — реальное училище и женская гимназия, в Порт- Петровске городское училище, в Дербенте — городское училище и женская гимназия. Кроме того, для детей горцев имущих сословий были открыты специальные вакансии в гимназиях и реальных училищах других городов Кавказа. Во многих из этих учебных заведений учились дети горцев.

Демократические традиции Ставропольской мужской гимназии оказали большое влияние на идейное воспитание учащихся. Из ее стен вышел борец за свободу, первый переводчик «Капитала» на русский язык, Герман Александрович Лопатин, который в Италии сражался в рядах отряда Дж. Гарибальди, а в России попытался освободить из ссылки Н. Г. Чернышевского. Лопатин неоднократно подвергался арестам, много лет провел в Шлиссельбургской крепости.
Эту гимназию окончил М. Ф. Фроленко, позже член Исполнительного комитета «Народной воли». Он писал о родной гимназии: «В гимназии у нас был уже кружок революционно настроенных гимназистов, и вообще бродил вольный дух, проявлявшийся и в том, что тихонько ходили в театр, когда там читался «Парадный подъезд» Некрасова, шел «Иван Грозный» или «Горе от ума». Кружок гимназистов издавал свой рукописный журнал «Люцифер». Гимназисты собирались на конспиративной квартире, где встречались с политическими ссыльными.

В начале XX в. борьба учащейся молодежи становятся более активной. Члены кружка выпускали прокламации. В 1901-1903 гг. подпольная организация ставропольских гимназистов выпускала нелегальную газету «Эволюция гимназической мысли» со статьями политического характера. Ленинская «Искра» сообщала в № 32 за 1903 г., что в седьмом классе гимназии г. Ставрополя после ухода учащихся в классной комнате был обнаружен номер «Искры», который во время уроков ходил по рукам.

В период первой русской революции 1905-1907 гг. молодежь Ставрополя, Дербента, Нальчика, Владикавказа и других городов Северного Кавказа принимала участие во многих городских событиях: в вечерах, сходках, в подготовке маевки, печатании прокламаций. Учащиеся, разделявшие взгляды большевиков, проводили агитационную работу среди рабочих и солдат, участвовали в походе по селам для агитации среди крестьянства. Учащаяся молодежь Северного Кавказа вместе с рабочими принимала участие в политических демонстрациях и стачках

Ставропольская гимназия готовила национальную интеллигенцию не только для ближайших горских пародов, но и для всего Северного Кавказа. В ней учились карачаевцы и черкесы, абазины и ногайцы, кабардинцы и осетины, чеченцы и ингуши, дети народов Дагестана. Учеником этой гимназии был Уллубий Буйнакский, примкнувший в Ставрополе к революционной деятельности и за это исключенный из гимназии. Окончил эту гимназию и поступил в Петербургский университет Саид Халилов, сыгравший позже большую роль в революционном движении в Карачае.

С 1906 по 1911 г. в Дагестане, на всех предприятиях, где существовали революционные подпольные кружки, изучалась политическая литература, в том числе разъяснялись идеи большевиков.

В 1917 г. в Северной Осетии под руководством Д. Гибизова, И. Кесаева и других была создана революционно-демократическая организация крестьян «Кермен», члены которой распространяли в крае революционные идеи.

Эти организации не были одинаковыми по своим задачам и идеям, их участники придерживались как социалистических, так и либеральных идей. Но они все выступали за ликвидацию помещичьего землевладения, уничтожение эксплуатации и равноправие всех людей. Члены этих организаций вели борьбу против клерикализма и буржуазного национализма, защищали интересы народов, к которым принадлежали.

Еще по теме

О Гарегине Нжде сухим языком исторических документов

rprkmv

ГЕРМАН БЕЛИКОВ КАК ЗЕРКАЛО ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА СТАВРОПОЛЬЕ

rprkmv

Формы разрешения национального вопроса на Северном Кавказе в 1920-е годы

rprkmv