Председателю комитета ГД РФ
по экономической политике
М.А. Топилину
Председателю комитета ГД РФ
по вопросам собственности,
земельным и имущественным
отношениям С.А. Гаврилову
Свою историю курортный регион Кавказских Минеральных Вод отсчитывает с 24 апреля 1803 года, с момента подписания императором Александром I рескрипта «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства».
В соответствии с Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 27 марта 1992 года № 309 Кавказским Минеральным Водам был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1992 года № 462 территория курортного региона КМВ была закреплена в границах округа горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 года № 300.
Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации — Кавказские Минеральные Воды был создан с целью сохранения всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами.
В настоящее время на Кавказских Минеральных Водах разведано двадцать месторождений разнообразных по составу и свойствам минеральных вод. Суммарные подтвержденные запасы минеральных вод составляют около 17 тыс. куб. м/сутки, из которых используется на бальнеолечение и промышленный розлив не более 20 %. Потенциал гидроминеральных ресурсов создает благоприятные условия для дальнейшего развития курортной территории. Однако, это возможно только в случае соблюдения режимных ограничений хозяйственной деятельности, законодательно установленных для лечебно-оздоровительных местностей.
Курортный регион КМВ занимает площадь около 550 тыс. га. На указанной территории постоянно проживает более 1 млн. человек. При этом численность населения постоянно растет, преимущественно за счет внешней миграции. На данный момент сложилась критическая ситуация, характеризующаяся серьезными противоречиями между дальнейшим развитием муниципальных образований, расположенных в границах КМВ, и сохранением природно-ресурсного потенциала четырех курортов федерального значения.
Пренебрежение к действующим на курортах природоохранным нормам уже привело к серьезным негативным последствиям. В частности, на Пятигорском курорте около 40 % подземных минеральных вод сбрасывается в канализацию по причине их несоответствие санитарным требованиям. Ухудшились критерии качества минеральной воды «Ессентуки № 17», что нашло свое отражение в новом Национальном стандарте ГОСТ Р 54316-2011 «Воды минеральные природные питьевые». На протяжении длительного времени фиксируется снижение минерализации и содержания углекислоты в кисловодском Нарзане. В результате для достижения терапевтического эффекта нарзанных ванн на Кисловодском курорте стали практиковать искусственное донасыщение минеральной воды технической углекислотой. Такое положение дел не может быть признано нормальным. Дальнейшее игнорирование нарастающих проблем может иметь для курортов Кавказских Минеральных Вод катастрофические последствия.
Чрезвычайно высокий уровень антропогенной нагрузки, сложившийся в курортном регионе КМВ, вызывает обоснованную тревогу у депутатов Государственной Думы Российской Федерации, что, в частности, нашло подтверждение при обсуждении на заседании Комитета ГД РФ по экономической политике вопроса о комплексном развитии особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод, состоявшегося в январе 2023 года.
Разрабатываемый в настоящее время акционерным обществом «ДОМ.РФ» при поддержке Минэкономразвития России, Правительства Ставропольского края и администраций городов-курортов комплексный мастер-план развития городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды, в том числе инвестиционных площадок, базируется на ошибочном постулате о возможности развития расположенных в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод муниципальных образований (городов- курортов) без учета его особого природоохранного статуса. Вместе с тем, согласно преамбуле Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Аналогичное требование содержится в Указе Президента Российской Федерации от 27.03.1995 г. № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации», в соответствии с которым, в целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего государственное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Следовательно, приоритетом в развитии курортного региона КМВ (в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации) должно считаться создание условий для сохранения и рационального использования уникальных природных курортных ресурсов, позволяющих эффективно решать одну из главных государственных задач — задачу народосбережения, но никак не «развитие каркаса агломерации» и «повышение качества капитального строительства, редевелопмента и ревитализации застроенных территорий», на чем настаивают разработчики комплексного мастер-плана развития городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды.
Кроме того, особенности застройки курортной территории определены «Положением о курорте федерального значения Ессентуки (Железноводск, Кисловодск и Пятигорск)», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 г. «14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах».
В частности, в п. 21 «Положения о курорте федерального значения Пятигорск» (аналогичная норма содержится также в «Положениях о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск и Кисловодск») указано, что «развитие курорта Пятигорск осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленный для территории курорта Пятигорск режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, схем территориального планирования и генеральных планов развития территорий».
В п. 22 «Положения о курорте» записано, что «генеральный план, схемы территориального планирования и проекты планировки территории курорта Пятигорск разрабатываются с учетом схем землеустройства, режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны и согласовываются с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке».
Особо следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 г. № 14 предусмотрены ограничения на застройку курортных территорий. При этом вводится такое понятие, как «оптимальная вместимость курорта», которая, в соответствии с п. 12 «Положения о курорте» определяется исходя из норм использования природных лечебных ресурсов, их запасов, естественной возобновляемости, наличия территорий, свободных для освоения, эксплуатационных возможностей объектов инфраструктуры курорта, а также необходимости сохранения благоприятной экологической обстановки на его территории. Однако, учитывая тот факт, что оптимальная вместимость курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Министерством здравоохранения Российской Федерации до настоящего времени не определена, масштабная застройка курортных территорий неоправданно повышает риски выхода на критический уровень антропогенной нагрузки на природно-ресурсный каркас курортного региона КМВ, результатом чего, с высокой степенью вероятности, может явиться деградация природных лечебных ресурсов и утрата подземными минеральными водами (равно, как и другими природными курортными ресурсами) своих качественных характеристик.
В соответствии с п. 15 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно¬-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 2 статьи 96 Земельного кодекса РФ, в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом зоны с особыми условиями использования территории устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (п. 23 статьи 106 Земельного кодекса РФ).
Исходя из вышеизложенного, Стратегия пространственного развития региона Кавказских Минеральных Вод, прежде всего, должна учитывать ограничения на ведение определенных видов хозяйственной деятельности, законодательно установленные для каждой из трех зон санитарной (горно-¬санитарной) охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. Однако, вместо неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства, разработчики мастер-плана предлагают планировать проектные предложения и стратегию развития территории исключительно на основании расчетов и нормативной потребности в соответствии с действующими на территории нормативами градостроительного проектирования муниципальных образований, в соответствии с радиусом доступности окружающих объектов.
Такой подход к «развитию» территории с особым природоохранным статусом представляется необоснованным, несущим в себе потенциальные угрозы для существования четырех курортов федерального значения — Ессентуки. Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Вызывает также удивление, что в качестве исходных данных, на основе которых разрабатывалась Стратегия пространственного развития региона Кавказских Минеральных Вод, пытаются использовать актуализированный проект границ зон горно-санитарной охраны курортов региона Кавказские Минеральные Воды. При этом они ссылаются на предоставленную Минтуризма Ставропольского края информацию, согласно которой работы по актуализации проекта границ зон горно-санитарной охраны курортов КМВ будут продолжаться до конца 2023 года, а их утверждение планируется не ранее 2024 года.
Вместе с тем, как следует из протокола заседания Рабочей группы по вопросу комплексного развития городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, состоявшегося 05.12.2022 г. под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации С. М. Назарова, к реализации мероприятий по актуализации границ горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод еще не приступили по причине отсутствия согласованного проекта Технического задания на «Выполнение работ по установлению границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения, расположенных на территории Кавказских Минеральных Вод». Более того, при обсуждении данного вопроса выяснилось, что проведению актуализации границ округов горно-санитарной
охраны курортов Кавказских Минеральных Вод, в обязательном порядке должно предшествовать выполнение целого ряда масштабных и дорогостоящих работ, прежде всего, таких, как:
— проведение комплексных гидрогеологических, ландшафтных и геоэкологических исследований;
— инвентаризация запасов минеральных вод, грязей, технического состояния инженерных сооружений, скважин, используемых для добычи минеральных вод;
— аудит системы мониторинга за состоянием недр;
— анализ изменений гидродинамических, гидрохимических и санитарных параметров месторождений минеральных вод и лечебной грязи, выявление причин их возникновения;
— выявление перспективных участков для бурения скважин-дублеров взамен выбывающего фонда скважин;
— выявление и оконтуривание с вынесением на картографическую модель участков с развитым карстом;
— выявление и оконтуривание с вынесением на картографическую модель участков, подверженных оползневым процессам.
Без получения ответов на вышеперечисленные вопросы невозможно выполнение работ по актуализации границ округов горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод. В свою очередь, без четкого понимания прохождения границ территорий, в пределах которых действуют ограничения на проведение целого ряда видов хозяйственной деятельности, любая попытка разработки Стратегии пространственного развития региона Кавказских Минеральных Вод будет иметь все шансы претендовать на предвзятость и ненаучность, результат которой способен будет самым пагубным образом отразиться на состоянии и перспективах развития курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Исполняющий обязанности
руководителя администрации
Кавказских Минеральных Вод
М.С. Бондаренко