ПолитикаСовременная Россия

КАК ТУРЦИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЧЕРКЕСОВ СОБИРАЕТСЯ ВЛИЯТЬ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ?

Современная Турция энергично заявляет о себе на международной арене. Анкара борется за свои интересы в соседнем Ираке и Сирии. Направляет деньги, вооружение, специалистов в Закавказье и Северную Африку.

Пристальный интерес у турецких элит вызывает Северный Кавказ, который воспринимается ими как потерянные в прошлом мусульманские земли и выгодные с геополитической точки зрения территории. Но в этом регионе невозможно действовать теми силовыми методами, которые они привыкли применять в других частях света. Россия не позволит. Поэтому Турция пробует влиять на социально-политические процессы на Северном Кавказе путем использования мягкой силы. При помощи образования, СМИ, общественных организаций Анкара пытается растить лояльных себе людей, которые будут лоббировать ее интересы внутри нашей страны. Важная роль проводников этой политики отводится представителям черкесской диаспоры в Турции.

Черкесы переселялись в Анатолию на протяжении сотен лет вплоть до начала Первой мировой войны. Самой многочисленной волной эмигрантов стали мухаджиры, ушедшие в Малую Азию на завершающем этапе Кавказской войны. В Османской империи черкесы стали значимым этническим меньшинством.  Первоначально  они  селились на берегу Черного моря.  Выходцы с Северного Кавказа создавали анклавы сельского типа, в которых общались на родном языке и сохраняли собственную культуру. В результате распада Османской империи ситуация изменилась. Пришедшее к власти в 1923 году правительство Мустафы Кемаля провозгласило национализм одной из основ нового государства. Черкесы надолго лишились субъектности, не имея возможности проявлять кавказскую культуру и идентичность. В этот период имели место депортация отдельных черкесских селений, запрет на официальное использование родного языка. Все граждане объявлялись турками. В дальнейшем, в процессе урбанизации, миграций северокавказское население расселилось по территории всей страны. Различия между ними и этническим большинством практически исчезли.

Послабления в национальной политике Турции начались в 1990-е годы. Они были связаны с европейскими устремлениями страны. ЕС всячески поддерживал этнические меньшинства, в том числе и финансово. Трансформации в национальной политике стали настоящим вызовом для турецких властей, на которые они реагировали по-разному. Если курдский вопрос решался при помощи силовых методов, то черкесский этнонациональный проект во многом стал на службу Анкары.  Дело в том, что потомки северокавказских переселенцев не несут угрозы сепаратизма внутри страны. Все их территориальные требования направлены к России, которую они позиционируют как общенационального противника, виновного в «изгнании» предков. Большинство представителей  черкесской диаспоры являются благонадежными гражданами Турецкой республики. Они воспринимают ее как свой родной дом.

В 1990-2000-е годы с противоположной стороны Черного моря все чаще начали доноситься требования массового переселения турецких черкесов на Северный Кавказ. На Россию возлагались обязанности материального обеспечения эмиграции, предоставления двойного гражданства репатриантам, объединения «черкесских территорий». Основанием для этих притязаний должно было стать признание международным сообществом «геноцида», который якобы осуществило царское правительство в XIX веке. Главной целью идеи переселения турецких граждан на Северный Кавказ являлось ослабление позиций российского государства в его собственных регионах. Тем не менее, массовой репатриации не произошло. Это связано не только с противодействием со стороны Москвы и социально-экономическими трудностями, но и элементарным нежеланием представителей диаспоры покидать свою родину.

На сегодняшний день стало понятно, что идея массового переселения нереалистична. Взамен представители общественных организаций предложили концепцию виртуальной репатриации. Оставаясь гражданами своей страны, турецкие черкесы претендуют на полные политические права на исторической родине своих предков и дистанционное влияние на социально-политическую ситуацию. В качестве опорного пункта влияния на Кавказе представители диаспоры рассматривают Абхазию, которую они воспринимают как единственное независимое «черкесское» государство. Общественные активисты выдвигают идею массовой выдачи абхазских паспортов потомкам северокавказских переселенцев в Турции, чтобы они могли без российских виз посещать Северный Кавказ. Вводится новое понятие «транснациональных репатриантов». К ним относят представителей диаспоры, которые предпочитают периодически перемещаться между своим домом и исторической родиной предков по торговым, культурным и политическим делам.

Исходя из вышесказанного, возникает резонный вопрос, какова цель репатриантов новой формации? Если они будут реализовывать на Северном Кавказе интересы других стран, способствовать дестабилизации социально-политической ситуации, то будут встречать настороженность и сопротивление в рамках российских законов.  С другой стороны наша страна открыта для людей, искренне сохранить национальную идентичность и поддерживать добрые отношения со своими соотечественниками.

Остается также надеяться на то, что власти Абхазии будут продолжать придерживаться принципов добрососедства и не допустят использования своей территории в качестве опорного пункта для антироссийской деятельности. Ведь именно Россия не на словах, а на деле оказывала поддержку соседней республике в трудную минуту и поддерживает ее до сих пор.

Еще по теме

КУЛЬТУРНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ ТУРЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И В ЗАКАВКАЗЬЕ

rprkmv

УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ АССОЦИАЦИИ ОБСУДИЛИ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ АДЫГСКИХ НАРОДОВ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

rprkmv

Без срока давности

rprkmv