Одним из ключевых событий адыгской истории является окончание Кавказской войны и трагический исход горцев в Османскую империю. Ежегодно 21 мая в трёх регионах РФ – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгее проводятся памятные мероприятия, посвящённые данным историческим событиям.
В связи с этим в информационном поле закрепилась идея «геноцида» адыгов со стороны Российской империи. Именно на неё возлагается вся полнота ответственности за исход и страдания тысяч людей. При этом игнорируются действия адыгской знати, султанского правительства и другие причины, приведшие к бедственному положению мухаджиров. В целом, наблюдается избирательный подход к историческим событиям. Например, у обывателя, интересующегося темой, может сложиться впечатление, что после 1864 года история черкесов завершилась. А ведь тысячи адыгов решили остаться в России, другие предпочли уехать в Османскую империю. Мало кто сравнивал их положение в двух странах. Поэтому предлагаем вместе поразмышлять на эту тему.
Трудности мухаджиров начинались с самого переезда, когда людей перевозили на сотнях небольших судов турецких контрабандистов. Они требовали большие суммы денег за свои услуги. Бывали случаи, когда старые лодки с пассажирами на борту, умышленно топили в открытом море. Многие переселенцы погибали в пути, а больных живыми выбрасывали за борт. Турецкая пропаганда энергично побуждала адыгов на эмиграцию, но на деле власти страны были совершенно не готовы к такому наплыву выходцев из Северного Кавказа. Расселение прибывающих людей не было организовано. Они месяцами жили в портах высадки без постоянной крыши над головой. В целях борьбы с эпидемиями, султанское правительство организовало карантинные лагеря, которые фактически стали лагерями смерти. Для того, чтобы спасти от болезней и голодной смерти своих детей, северокавказские переселенцы были вынуждены продавать их в рабство предприимчивым турецким купцам.
В то же время их соотечественники в России получили землю, финансовую поддержку, безопасность и все социально-экономические блага, связанные с жизнью в огромной империи. Адыги, находившиеся в крепостной зависимости, обрели свободу. При этом бремя налогов и повинностей в пользу государства было для них намного легче, чем для основной массы российских подданных.
В Османской империи, в конечном счёте, переселенцы с Кавказа были рассеяны по всей территории страны. Как правило, эмигрантам власти выделяли такие места, которые по своим климатическим и другим условиям оказывались для них губительными. Например, в Карсском вилайете им отвели почти непригодную для жизни каменистую местность без леса, без воды. Таким образом, большая часть горцев-переселенцев была брошена на произвол судьбы на громадной территории Османской империи. Турецкое правительство насильно расселяло черкесов на территории Балканского полуострова. Их предполагалось использовать для подавления выступлений христианского населения. В 1876 году отряды, состоящие из выходцев с Кавказа, принимали участие в подавлении болгарского восстания. Турция рассматривала возможность использования эмигрантов в надвигающемся конфликте с Россией.
После поражения в русско-турецкой войне 1877-1878 годов султанское правительство взяло на себя обязательство выселить 150 тысяч черкесов из европейских провинций в азиатскую часть страны. Новое перемещение привело к очередной трагедии. Возникло большое количество преступных группировок, которые занимались грабежом христианского населения и работорговлей. Преимущественно они состояли из кавказских эмигрантов. Переселенцы изъявили желание переехать в определенные районы, которые они считали приемлемыми для жизни, но правительство Турции опасалось, что, если они станут жить компактно, то будут представлять угрозу властям, и поэтому разместило их по всей громадной территории Османской империи. Турецкие черкесы вновь столкнулись с голодом, бедностью и повальными болезнями. Сотни и тысячи эмигрантов гибли в непрекращающейся борьбе с курдами, друзами и арабами на Ближнем Востоке. В то же самое время, в России адыги продолжали спокойно заниматься своими насущными делами. Великие реформы Александра II способствовали развитию здравоохранения, образования, транспорта на Северном Кавказе.
После младотурецкой революции 1908 года положение северокавказских эмигрантов в Османской империи ухудшилось. Формально было провозглашено равенство всех подданных перед законом. На самом деле это означало полное отрицание национального вопроса в Турции и насильственную ассимиляцию.
Окончание Первой мировой войны и распад Османской империи привели к новому изгнанию северокавказцев в Анатолии. Отдельные черкесские чиновники вступили в переговоры с представителями стран Антанты. Они предложили создать в западной части Малой Азии «черкесское государство», под защитой Греции, Англии и Франции. В 1920 году в Измире под покровительством греческого военного командования был созван съезд представителей «черкесов» Турции. Большинство делегатов отклонило идею создания нового государства. Тем не менее, взаимодействие черкесов с греками и бегство к ним одного из лидеров диаспоры Этхем-бея вызывало беспокойство у сторонников Мустафы Кемаля. Уже весной 1920 года в турецком парламенте начали звучать призывы выселения представителей севеверокавказской диаспоры из западных районов Анатолии. 2 мая 1923 года началась реализация этой идеи. Жители 14 деревень были депортированы в центральные районы страны. Год спустя им была предоставлена возможность вернуться обратно. Возвратившиеся черкесы были запуганы. Они начали скрывать и отрицать свою национальную идентичность.
В заключении, хотелось бы обратить внимание на то, что с 1960-х годов в Турции действует положение о том, что каждый её гражданин считается турком. Доподлинно неизвестно, сколько сейчас черкесов проживает в этой стране. При переписи 1965 года в республике в последний раз учитывали этнический состав населения. Тогда черкесами себя идентифицировали чуть более 57 тысяч человек. Мухаджирство и дальнейшее проживание в Турции стало настоящей трагедией для черкесов и их национального самосознания. Именно в России адыгам, кабардинцам и черкесам удалось сохранить свой язык, культуру и создать свою государственность.