Вопреки досужим мнениям «диванных» аналитиков, культивирующих либеральные идеи о бессмысленности траты государственных сил и средств на оборону во всех ее проявлениях, поскольку «нам же никто не угрожает», незримая война на информационных полях приобретает более ожесточенный и изощренный характер. И одним из объектов тщательно спланированных ударов был и остается Северный Кавказ.
Героизация терроризма
Одним из основных источников этой пропагандистской деятельности являются определенные этнические северо-кавказские диаспоры, обосновавшиеся и получившие карт-бланш на территории Турции. К таковым, в первую очередь необходимо отнести НКО ТР «Кавказский фонд культурного просвещения и социальной помощи» (она же «Фонд Кавказа», «Кавказский фонд»), НКО ТР «Ассоциация Кавказский Дом и Центр социальных и стратегических исследований» (она же «Кавказский дом»), НКО ТР «Культурная ассоциация чеченцев Кавказа». Кроме них, задействован интернет-ресурс «Кавказское агентство» («Агентство Кавказ»), являющийся по своему содержанию антироссийским информационным порталом.
Анализ работы этих НКО, прежде всего чечено-ингушских, указывает на то, что ее функционерами на постоянной основе ведется информационно-пропагандистская работа по героизации террористической и сепаратистской деятельности Шамиля Басаева, Доку Умарова, иностранного эмиссара международной террористической организации «Алькаида» Хаттаба, первого президента ЧРИ Аслана Масхадова, ликвидированных в ходе контртеррористических кампаний по восстановлению конституционного строя на территории Чеченской Республики.
Для большей значимости, описание «подвигов» террористов тесно сопрягается с культивированием личности имама Шамиля, лидера нелегитимного северокавказского имамата и предводителя кавказских горцев в период Кавказской войны 19 века, которого представляют, как «идейного вдохновителя антиколониального и национально-освободительного движения всех горцев Кавказа против захватнической политики России, несущей рабство горцам и ликвидацию их национальных свобод, национально-культурных устоев».
Культурное просвещение для экстремистов
Антироссийские НКО в Турции делятся по принципу национальной принадлежности. Но объединяет их одно – непримиримая ненависть к России и всему, что с ней связано. «Кавказский фонд культурного просвещения и социальной помощи» сплотил деструктивно настроенных против Российской Федерации представителей черкесской диаспоры Турции. Председателем организации является Эбубекир Кызык. Его заместитель — Вейсель Арыхан. Секретарь совета НКО – турецкий журналист-публицист Эрол Караел. В числе их одиозных сторонников можно назвать Ачмиза Хильми Озена. Он уроженец г. Дюздже провинции Дюздже (Турция), репатриант, гражданин РФ, проживает в Майкопе. В мае 2012 г. участвовал в антироссийских мероприятиях НКО «Черкесский культурный центр» (Грузия) и «Джеймстаунский фонд» (США) в городе Анаклия (Грузия), приуроченных к годовщине признания парламентом Грузии адыгского «геноцида» со стороны России. Является подписантом, в числе других, обращения от адыго-черкесских функционеров общественных организаций Турции по признанию «геноцида» со стороны России в период Кавказской войны 19 века – к властям Украины в июне 2014 г. и Польши в ноябре 2014 г.
Еще один яркий представитель «Кавказского фонда» — Мехди Четинбаши, этнический адыго-черкес. На период 2000 г. являлся президентом «Кавказского фонда» и вице-президентом «Комитета поддержки Чечни». Организация занималась финансово-материальной поддержкой террористической и сепаратистской деятельности чеченских бандформирований в период 1-й и 2-й контртеррористической кампаний РФ по установлению конституционного порядка на территории Чечни. В 2000 г. выразил свою сепаратистскую позицию на ситуации в Чечне: «…война против русских длится уже 400 лет, а не 3-5 года, …мы потеряли тысячи наших братьев и сестер в нашей войне за независимость, …эта война — война не на жизнь, а на смерть, …мы либо умрем, либо обретем свою независимость в полном объеме, …мы ожидаем поддержки нашей борьбе от наших турецких братьев». Четинбаши, в числе других, в июле 2020 г. Подписал обращения КАФ-ФЭД к российским властям с требованием снести все памятники на территории юга России, имеющие отношение к периоду Кавказской войны 19 века. Мнение, выраженное в обращении, сводится к тому, что эти памятники «пропагандируют этническую ненависть, искажают историю и противоречат исторической действительности на Северном Кавказе».
В этой связи стоит упомянуть еще одного активного деятеля НКО — Фетхи Гюнгёр, профессор, доктор, декан юридического факультета турецкого Университета Ялова. Его «работа» особенно заметна в период подготовки и проведения адыго-черкесскими и взаимодействующими с ними другими диаспоральными общественными НКО Турции мероприятий, приуроченных к дате (21 мая) адыгского «геноцида» со стороны России в период Кавказской войны 19 века. Его «конек» — лекции на тему «Возвращение прав и достоинства народам Кавказа».
Вообще, следует отметить, что в числе учредителей «Кавказского фонда» много представителей научной интеллигенции, преподающей в турецкий ВУЗах, что говорит об основательности подходов к идеологическому противостоянию.
Библиотека убийственной литературы
Отдельным абзацем стоит выделить турецкую НКО «Культурная ассоциация чеченцев Кавказа». На ее Интернет-ресурсе, во вкладке «Библиотека» можно ознакомится и приобрести книги, повествующие о жизни и деятельности известных террористов. В частности, об их «кавказском опыте». Немалая доля архива посвящены Хаттабу и Басаеву. «Воспоминания Хаттаба», «Неприступная территория — Северный Кавказ», автор Алев Эркилет, доктор социологических наук. «Чечня: Незаметная страна», авторы Озджан Озен и Осман Акинхай – специалист в области социологии. «Горстка национальностей: чеченцы», автор Ведат Йнерер, журналист-писатель, член оппозиционной политической партии Турции «Хорошо». «Чеченцы в истории, социокультурном устройстве и политическом аспекте», под авторством ряда турецких исследователей и многие другие. Все эти, так называемые произведения объединяет попытка превратить черное в белое, представить бандитов и убийц как героев и призвать к очередной кровавой резне. Аннотация книги «Последняя война за свободу Чечни», изданная под эгидой «Кавказского фонда культурного просвещения и социальной помощи» прямо гласит: «Эта война войдет в мировую историю как последняя война человечества за свободу. …Эта книга о борьбе за свободу, которая велась в Чечне в конце 20 века и в первые годы 21 века. Она посвящена памяти невоспетых героев той войны».
Шамиль Басаев: превращение из террориста в освободителя
НКО «Ассоциация Кавказский Дом и Центр социальных и стратегических исследований» в 2016 г. опубликовала статью под названием «После Шамиля Басаева. Понимание Шамиля Басаева». Автором материала выступил молодой представитель турецкой абхазской диаспоры — некий Мурат Атришба, функционер НКО ТР «Кавказская ассоциация — Шимали».
Статья-демагогия представляет собой результат анализа террористической деятельности Басаева, который характеризуется автором как: «лидер и борец сопротивления», «лидер повстанец», «лидер борьбы Кавказа за независимость», «борец за свободу» чеченского народа от российского геноцида, «выдающийся чеченский главнокомандующий и военачальник, имевший высокую репутацию чеченского народа и народов Кавказа. Его смерть — большая потеря для всех… Характер деятельности чеченских сепаратистов-террористов характеризуется как: «чеченское сопротивление — это национально-освободительная борьба, корни которой датируются веками, и эта деятельность неоднократно высказывалось всеми лидерами, включая Шамиля Басаева».
Людские жертвы при совершенных терактах в Москве, Буденновске, Беслане подчиненными ему бандформированиями обосновываются как целенаправленные провокационные действия федерального центра РФ и российских спецслужб, жертвы являются результатом непрофессиональных действий российской стороны.
Нападение бандами Басаева на Дагестан в 1999 г. объясняется как превентивная мера по предупреждению вооруженного нападения России на Чечню.
В целом общее содержание материала указывает на то, что статья подготовлена на основе т.н. исследований ряда турецких авторов, и антироссийских и экстремистских Интернет-ресурсов — НКО «Джеймстаунский фонд» (США), турецкое ИА «Кавказское агентство» и «Кавказский центр».
Басаев, как сакральная жертва
В заключение, следует еще раз вернуться к личности Басаева, которого упомянутые НКО, едва ли не возвели в ранг святых мучеников за свободу Кавказа. В частности, ИА «Кавказское агентство», в годовщину ликвидации Басаева 10.07.2019 г., опубликовало материал «Отмечается годовщина мученичества Шамиля Басаева». Публикация переросла в акцию, к которой присоединились НКО соответствующего толка: «Ассоциация молодежи Анатолии» — «Мы с милосердием чтим память мученика Шамиля Басаева в годовщину его мученической кончины». «Серые волки» — «Мы с милостью и благодарностью помним Кавказского орла, легендарного командира Шамиля Басаева в годы его чести. Да здравствует его душа». «Кавказский фонд культурного просвещения и социальной помощи» — «Мы с почтением и благодарностью чтим память чеченского полководца Шамиля Басаева, действовавшего на фронтах Кавказа, от Абхазии до Дагестана…».
«Кавказское агентство» отмечает, что: «В заявлении для прессы правительства Чеченской Республики-Ичкерия, в состав которого входит Ахмед Закаев, выражены соболезнования всем родным и близким Нуры Басаевой». Эпитеты, которыми осыпает Басаева «Кавказское агентство» явно намекают на создание народного эпоса: «…мать нашего благородного и отважного героя Шамиля Басаева…воспитавшей такого героя…(он) был активным полевым командиром в чеченско-российской войне, погиб 10 июля 2006 года в ходе операции, проведенной российскими войсками в Ингушетии» и прочее, прочее…
Все эти семена экстремистской идеологии разносятся по интернету и ищут свою благодатную почву. А на местах ее уже обрабатывают пришлые эмиссары. И это касается не только чеченцев. В поле интереса турецких идеологов входят адыго-черкесы и абхазы. Посланцы деструктивных общественные организации Турции взаимодействуют непосредственно с представителями этих этнических групп. Активисты практикуют мероприятия под названием «Встречи кавказских студентов», которые проводятся для студентов и аспирантов, приехавших на учебу с Кавказа и проживающих в Турции, где происходит обмен мнениями по интересующим НКО т.н. исследовательским тематикам.