Ответственный представитель Архитектурного сообщества КМВ Игорь Евгеньевич Тащев.
Сенека в письмах Луцилию писал: — «…жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде…»
Что касается Бештаугорского заказника, то это территория краевого значения, находящаяся под управлением и в ведении уполномоченного Правительством Ставропольского края органа исполнительной власти. Механизм изъятия части территории заказника или прироста территории находится в ведении и компетенции краевого правительства. Какими мотивами и какими научно-обоснованными заключениями ученых и исследователей, специализирующихся и имеющих практику в этих вопросах, руководствуется Правительство СК — это отдельная тема, находящаяся вне нашей компетенции.
Мы будем говорить о градостроительной политике. Приведу слова академика РААСН, члена Союза архитекторов РФ, директора государственного унитарного предприятия НИИ Генеральных планов и застройки городов Сергея Дмитриевича Митягина: «Корень всех градостроительных проблем уходит в наше законодательство. Не секрет, что оно далеко не совершенно. Начнем с того, что цель градостроительного кодекса России – это устойчивое развитие городов. Но что такое «устойчивое развитие» и как его достичь, в Градостроительном кодексе не сказано. Да и нормативной базы нет. Вместе с тем устойчивое развитие предполагает грамотное планирование и рациональное использование территорий с целью сохранности окружающей среды и обеспечению потребностей населения… Только когда все объекты городской инфраструктуры будут рассматриваться в комплексе, тогда градостроительный процесс будет управляемым».
Вот что по этому поводу говорит директор Центра стратегий регионального развития РАНХиГС кандидат экономических наук В.Комаров: — «…градостроительная политика в России устарела и не соответствует современным требованиям. Разворачивающийся сейчас экономический кризис, сопровождаемый пандемией, открывает своеобразное «окно возможностей» для формирования гуманистически ориентированной градостроительной политики, где каждый проект должен рассматриваться не сам по себе, а с точки зрения общественных благ, генерации положительных эффектов и достижения целей устойчивого развития (прежде всего – повышения качества жизни, развития человеческого и социального капитала, а также экономической роли городов)».
Как видите, то о чем Союз архитекторов КМВ печется уже не один год по формированию Генерального плана КМВ с прямой увязкой его со стратегией и социально-экономическим развитием региона имеет подтверждение характерное не только для нашего региона, но и Российской Федерации в целом. Это подтверждал в беседе с нами и Член Совета Федерации ФС РФ С.А. Меликов.
Если это перевести на доступный для понимания язык, то предложу следующие сценарии развития отношений на примере с китайскими инвесторами. То, что происходит сейчас, то вся градостроительная политика министерства строительства и архитектуры СК сводится к территориальному планированию выделения территорий с последующим межеванием для нужд бизнеса. Вот и вся градостроительная политика. Рынок и бизнес как бы самостоятельно должен позаботиться о социально-экономическом развитии этих территорий.
Власти получит арендную плату с отведенной земли, а жители региона получат то, что получат. По этому поводу С.Д. Митягин замечает: « Сейчас у нас превалирует свобода выбора частного собственника земельного участка, а он не мыслит масштабно. Да это и не его забота. Рынок сам по себе приводит только к хаосу». Именно по этой причине архитектурное сообщество КМВ и бьет тревогу. Нет генеральных планов развития городов-курортов, связанных друг с другом, как пуповиной, в единый регион с градообразующей отраслью и едиными рисками по всей территории формирования минеральных вод. Как быть в конкретной ситуации и что может предложить архитектурное сообщество для решения жизненно важных и насущных проблем?
Какая должна быть градостроительная политика в нашем регионе?
В обязательном порядке разработать единый генеральный план Кавказских Минеральных Вод, запараллеленый со стратегией социально-экономическим развития региона. Такой Генеральный план, в котором, в обязательном для исполнения порядке, будут просчитаны все показатели эффективности. Профессор МААМ и директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР»» Е.С. Чугуевская полностью нас поддерживает и утверждает о необходимости разработки именно такого документа. Что это даст? В этом случае будут все основания при выдаче в аренду земель инвесторам требовать исполнения социально-значимых нагрузок к договору аренды. К примеру: количество обслуживающего персонала предполагаемого комплекса должно быть укомплектовано на 80% из числа профессионально подготовленных специалистов, оседло проживающих на территории КМВ. При этом обучение китайскому языку, разработка новых технологических процессов, их внедрение и обучение производится за счет инвестора, плюс оклады не ниже чем в Китае, пользование услугами и процедурами комплекса для персонала бесплатно и ежегодные командировки повышения уровня квалификации в ведущих здравницах мира. Тоже по туроператорам и экскурсоводам.
Места в комплексе на 50% бронируются для нужд жителей РФ по программам министерства здравоохранения СК и РФ. Все выбросы в атмосферу свести к нулю, с использованием новейших систем очистки. Стоки, канализование, пищевые отходы и ТБО свести к замкнутому циклу их переработки для хозяйственных нужд. Принять первоочередное и инициативное участие по научной разработке и внедрению производств медикаментозных мазей и кремов на основе местных сырьевых ресурсов с обязательным привлечением местных ученых, НИИ и испытательных лабораторий. Полученную медикаментозную продукцию применять в местных здравницах и в качестве экспортной продукции для зарубежных оздоровительных учреждений. Разработать новые формы лечения и отпуска процедур, используя все факторы местных природно-климатических условий региона с проработкой научно обоснованных открытий и инвестиционных проектов. Разработать обоснование и инвестиционную программу производства транспортных средств на экологически безопасном топливе, в том числе на электрическом, с развертыванием производств на территории СК. И так далее… в соответствии с программным документом стратегического и социально-экономического развития на основе Генерального плана. Все в интересах запросов общества и по удовлетворению занятости и образования местного населения.
Понятное дело, что такой документ потребует значимых и обстоятельных научных исследований и рационального планирования. Это некий интеллектуально весомый продукт, определяющий нормы устойчивого развития городов и региона КМВ в частности, который требует не только его исполнения, но и его осмыслении. К сожалению, в министерстве строительства и архитектуры СК нет ни того, ни другого. Нет и самого общественного запроса на этот документ со стороны представительной власти. Наверное, у краевых властей всех уровней, как в осознании этого вопроса, так и в самом документе, действительно — «…нет нужды…».