Социально-экономическое развитие и общественное движение в России в конце XIX — начале XX в. активизировали процесс развития культуры народов Северного Кавказа. Особенно благотворное влияние на нее оказывала передовая русская демократическая культура.
В результате этого в конце XIX в. особенно активной стала тяга горцев к русской культуре, к русскому языку и литературе. Передовые представители горской интеллигенции, испытавшие влияние революционно-демократического движения, развернувшегося в России, явились активными поборниками усвоения горскими народами передовой русской культуры. Они
понимали, что для достижения этой цели необходимо знание русского языка, изучение его как в школе, так и в обыденной жизни, в тесном общении с русским населенном.
Передовые деятели горских народов Северного Кавказа X. Урун-магов (Осетия), И. Крымшамхалов (Карачай), Т. Эльдерханов (Чечня) и многие другие указывали на значение русской культуры и русского языка в прогрессивном развитии горцев, выступали за широкое распространение русской грамоты среди своих народов. Они также отмечали важную роль, которую должен был сыграть русский язык в экономическом и духовном развитии народов Северного Кавказа.
Прогрессивные представители образованной части горцев знакомили своих соотечественников с произведениями русских писателей, переводили на местные языки творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, К. Д. Ушинского и других и выступали, таким образом, пропагандистами передовой русской культуры.
К концу XIX в. на Северном Кавказе вырос довольно многочисленным отряд национальной интеллигенции. Роль горской интеллигенции, и прежде всего ее передовой части, была важна не
только в ее практической деятельности, на поприще просвещения и культуры своих народов, но и в том, что ее представители, находясь за пределами своего края, в России, работали с пользой для общего блага Родины, достойно представляли свой народ и его культуру среди других народов страны.
Русский язык не только приобщал горцев к богатой русской культуре и раскрыл перед ними достижения мировой цивилизации. Горские народы не только заимствовали многое у русской культуры, но и щедро делились богатствами собственной культуры с русским населением края. Русские на Северном Кавказе позаимствовали немало добрых обычаев и традиций у горцев, многие из них хорошо знали языки местных народов, переняли многие черты их материальной культуры, семейного и общественного быта. Еще Л. Н. Толстой подчеркивал, что «казаки… усвоили себе обычаи жизни и нравы их». Даже военный быт казачества приобрел ставшие традиционными кавказско-горские черты, находясь и развиваясь под непосредственным влиянием военного дела и традиций горцев.