В сегодняшней статье мы продолжим рассматривать нерукотворные легенды Кавказа — могучие вершины, покрытые льдом, каменные склоны, ведущие в глубокие овраги и ущелья. Объектом рассмотрения на этот раз станет гора София. Пусть не столь яркая и исторически содержательная как Рим-гора, упомянутая в прошлый раз, но не менее интересная и достойная хотя бы беглого изучения.
Гора София, расположенная на отроге Главного Кавказского хребта, является символом Архыза и второй его вершиной по величине. Высота её составляет 3637 метров. Помимо вершины, давно ставшей объектом исключительных симпатий в среде альпинистов, блогеров и блогеров-альпинистов, так же туристов привлекают как минимум три разных локации, имеющих к горе и друг к другу прямое отношение: знаменитые Софийские озера, Большой Софийский ледник и Софийские водопады — от них и начинается река София. К востоку от вершины находится перевал «Софийское седло». Вся Софийская долина представляет собой субальпийские луга, разделенные полосами лесов. Она служит огромным пастбищем для овец, коров, лошадей — не иначе как рай для скотовода. Разнообразная флора и фауна так же могут быть включены во всеобщее великолепие — взять находящуюся неподалёку долину Кизгыча, в которой установлен строгий заповедный режим. Под охраной закона находятся обитающие там растения и животные, ранее занесенные в Красную книгу СССР- эндемики и редкие виды берегутся там и по сей день.
Богатая и щедрая природа здешних мест послужила хорошей почвой для создания в давние времена различных легенд и преданий. Взять хотя бы самую популярную и знакомую большинству — одну из историй о пантеоне карачаево-балкарских божеств.
Когда-то именно здесь, на вершине Софии, любили отдыхать древние божества и духи гор во главе с самым могущественным богом Тейри. Когда Тейри пролетал над Кавказом, он всегда радовался красоте этих мест. И повелел вождь богов своим подданным основать здесь святилище, где он мог бы переночевать и принять дары от поклоняющихся ему людей. Бог земли и гор Даулет поднял купол неприступной вершины и украсил его сияющим ледяным панцирем. Бог леса Мызетхо насадил вокруг горы тенистые пихты и серебристые берёзовые рощи, не пожалел самых роскошных луговых цветов и рассыпал по склонам ягоды. А покровитель овец и коз, добродушный и гостеприимный Аймуш, развел во всех сопредельных долинах бесчисленные стада, чтоб никто из богов никогда не нуждался ни в пище, ни в шкурах для одежды. Когда святилище было готово, решил Тейри устроить великий праздник с пиршеством и весельем.
Это был веселый и шумный праздник, никого он не оставил равнодушным. Золотые чаши были полны нектаром, гости танцевали, били в барабаны. Но не сразу заметили хозяева и гости, что нет с ними одного из самых могущественных повелителей — бога молнии Эпле. Давно спорили Эпле и Тейри, кто из них сильнее и страшнее, долго не могли они поделить власть над миром, но однажды все боги собрались вместе и решили, что нет на земле другого хозяина, кроме Тейри. Пришлось Эпле подчиниться этому решению, но в душе он так и не смирился. И вот теперь, когда Тейри опьянел и устал от веселья, решил Эпле, что настал его час. Стремительно спустился он к вершине горы на своей черной туче и воскликнул:
— Выходи на поединок, Тейри, если ты не трус, сразимся в честном бою! И после того, как ты будешь повержен, я стану владыкой мира!
— Ты слишком самоуверен, Эпле! Сначала победи меня, а потом будешь торжествовать и похваляться, — ответил Тейри.
Встал Тейри, надел доспехи, которые подарил ему Бог-Кузнец, взял в руки тяжелый бронзовый меч. Но сразу же выхватил своё огненное копьё Эпле и метнул его в Тейри. Одним махом разрубил копьё на лету Тейри и сам нанес удар. Пошатнулся Эпле, лавиной полетели из-под его ног камни и глыбы льда, но он снова бросил молнию в бога богов.
Долго шла битва. Небо сверкало ослепительными молниями, грохотал гром, горы содрогались от тяжелых шагов двух соперников. Наконец, всесильный Тейри могучим ударом сбросил недруга с вершины горы. Полетел вниз побеждённый Эпле, но зацепился за грозовую тучу, опустился на землю и, в бессильной злобе, стал разбрасывать вокруг себя небесный огонь, так, что вокруг загорелись леса. И тогда взмолился покровитель леса Мызетхо:
— Спаси мои деревья и травы, могучий Тейри!
И воскликнула богиня охоты Апсата:
— Не дай погибнуть беззащитным зверям и птицам, непобедимый Тейри!
Услышал их Тейри, разбросал чёрные тучи, который пригнал бог молний, и приказал Солнцу растопить ледяной панцирь, лежащий на вершине горы. Жаркие солнечные лучи быстро разогрели лед, хлынули с отвесных стен светлые струи водопадов, ринулись в долину и быстро усмирили огонь, бушевавший у подножия горы…
С тех пор и поныне эти водопады шумят над Софийской долиной, давая начало звонкой речке Софии и сохраняя жизнь деревьям и травам, растущим на её каменистых берегах.
И если вас когда-нибудь застанет гроза в Софийской долине, и вы увидите, как молния ударила в вершину горы, знайте — это Эпле снова пытается повергнуть своего вечного соперника — всесильного бога Тейри.
Из легенды становится понятно, откуда появилась именитая гора и её потрясающие водопады. Однако возникает вопрос — откуда же взялось само название Софии?
Тут всё не так однозначно — существует несколько различных вариантов. Какие-то кажутся более, а какие-то менее достоверными.
Предполагают, что свое название она получила благодаря запоминающейся форме, напоминающей купол византийского храма, при более близком рассмотрении — массивный каменный трон-кресло с ледяной подушкой. И не зря опять упомянута одна из великих империй прошлого — предположительно название вершине и реке дали греки-миссионеры еще в период раннего средневековья; София в переводе с греческого означает «мудрость», «мудрая». Кто как не греки-миссионеры могли вспомнить великий Софийский собор в Константинополе и именовать огромную гору в его честь? Имперские амбиции, не иначе…
Имеют места быть предположения, что, и только возможно, в названии второй по величине горы Архыза лежит имя собственное – Суфий (тюрк.) или родовая абазинская фамилия Софиа. Вашему покорному автору это видится немного высосанным из пальца, но тут мнение чисто субъективное.
Так же есть, на субъективный взгляд, более вероятная версия, мол, гора София берёт название от Болгарского города София, т.к. Софийский хребет исследовали и описывали Ставропольские (в состав Ставропольского края на тот момент входила Карачаево-Черкесская автономная область) и болгарские альпинисты, а те не преминули возможностью под шумок исследований и географических открытий прославить свою вотчину и один из крупных городов в родных краях. Что сказать — шустро! Именно в связи с этим большая часть названий вершин Софийского хребта состоит из топонимов Ставропольского края и Болгарии.
Каждый может верить в свою версию, но факт остаётся фактом — гора София не уступает прочим ни в красоте, ни в живописности. А факт того, что название своё она получила, вероятно, от имени прекрасного пола, делает её существования даже более приятным. Ведь если самое смертельное оружие и самые разрушительные стихийные бедствия, наподобие ураганов, называют женскими именами, то почему бы не следовать в том же направлении в процессе наименования прекрасных горных вершин?
Савид