ИсторияСоциализм против империализма

Как Католическая церковь спасала пособников нацистов от советского правосудия

11 февраля 1945 г. в Ялте представители СССР, Великобритании и США подписали соглашения, закрепившие принцип обязательной репатриации всех советских граждан, оказавшихся в Европе во время Второй мировой войны. В них, в частности, оговаривалось, что «все советские граждане… будут содержаться… в лагерях или сборных пунктах до момента передачи их советским… властям».

Перемещенными лицами заинтересовалась Римско-Католическая церковь, деятельность которой велась в лагерях для перемещенных лиц через Конгрегацию Восточной церкви и миссионеров. Ватикан испытывал неослабевающий интерес к русским эмигрантам с момента окончания Гражданской войны. В 1929 г. в Риме была основана Русская католическая семинария Руссикум, руководство которой осуществляли иезуиты. Не забывал Ватикан и, так сказать, о своем интересе. Через работу среди перемещенных лиц и православных священников продвигались идеи экуменизма (объединения всех христианских церквей), в чем РПЦЗ увидело настолько серьезную опасность, что объявило это религиозное движение ересью.

Международная организация по делам беженцев и перемещенных лиц — ИРО (International Refugee Organization), созданная в 1946 г., обратилась к Государственному Секретариату Ватикана с просьбой оказать содействие в деле обустройства сотен тысяч беженцев. В официальных документах, конечно же, подчеркивалось, что интерес к судьбе наших сограждан объяснялся «не политическими соображениями, но долгом человеколюбия». На деле представители Ватикана прикладывали максимум усилий для того, чтобы не допустить возвращения в СССР как можно большего числа людей и в первую очередь оставить на Западе тех, кому грозило наказание за военные преступления. Лично Папа Римский Пий II выступал против репатриации.

Безусловно, Католическая церковь приложила серьезные усилия для материальной и иной поддержки граждан государств Европы, оказавшихся вдали от родного дома, но одновременно, при содействии Папы, были созданы национальные комитеты помощи беженцам, ставшие организационными центрами, благодаря которые многим коллаборантам удалось избежать справедливого наказания. Глава Русского Комитета помощи беженцам иезуит Георгий Коваленко определил своей главной задачей «спасение тех соотечественников, которым угрожала опасность быть насильно выданными из Италии в Советский Союз». По его предложению более 200 граждан СССР, опасавшихся выдачи, написали Папе письмо с просьбой помочь им остаться. Самым значительным делом Коваленко считал освобождение 86 граждан СССР, содержавшихся в заключении в итальянских тюрьмах и подлежавших выдаче, как военные преступники.

Еще по теме

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЗАЧЬИХ СТАНИЦАХ В XIX В.

rprkmv

КАЗАКИ КРЕПОСТИ-ГОРОДА ГРОЗНОГО В ДОРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ

rprkmv

«ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕ НАМ ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО МЫ ОСОБЫЙ НАРОД, ЭТИМ ТЕПЕРЬ ЗАНЯЛСЯ НАУЧНЫЙ НЕМЕЦКИЙ ИНСТИТУТ…»

rprkmv