Блоги

Шило на мыло, а мыло на компот… Как проявляются и изменяются современные молодёжные субкультуры на Кавказе?

Молодость — это прекрасно. Скажу даже без приличного вступления, как говорится, с корабля на бал. В этот замечательный период один только юный мятущийся организм с переизбытком гормонов готов одновременно и спрятаться от этого мира, и в то же время поставить его под пяту! Ну где ещё можно увидеть такой феномен? А если говорить о теме противоборства, то можно не обойтись и одним вечером…

Нетрудно заметить, что многие психологи и исследователи нередко ставят противопоставление молодых обществу во главу угла их же существования. Довольно однобоко и даже до смешного нелепо. Но в каждой шутке есть доля шутки, и возможно в этой нелепице можно будет найти здравый смысл.

Я не зря упомянул тему противостояния и противопоставления молодёжи самих себя обществу. Это самое «противостояние» может быть и не особенно явным, практически неосязаемым для стороннего наблюдателя — эдакая иллюзия отсутствия. Пусть так, но факта это ни в коей мере не отменяет — даже самый образцовый молодой человек противопоставляет себя той бытности, с которой он обитает. А что же не объединяет единомышленников так сильно, как общий враг?

Именно отсюда и берётся, на мой субъективный взгляд, первооснова молодёжных субкультур как таковых. Возможно, где-то в истоках кроются образность, своя философия и даже определённый взгляд на мир. Но именно в истоках, а до них добирается не каждый. То «субкультурное большинство», что мы чаще всего застаём, есть не что иное как «призывники эпохи своей молодости». Всякая субкультура — не что иное как военный отряд, созданный для контактирования с окружающим миром. Разница существует лишь в «средствах обороны» — гитарой и символом мира или цепью и звуками хард-рока будут бороться «революционеры» за мир для себя и себе подобных — «братьев» и «сестёр» по духу.

Сбавим обороты и прикоснёмся к терминологии. Что же за зверя мы изучаем в сегодняшней статье? «Академик-словарь» гласит:

«Молодежная субкультура — совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать: собственное мировоззрение; своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д. Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Также она обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения; становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо-самостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.»

Итог: молодым господам просто нечем заняться. И введение трудовых лагерей — например, ловить рыбу на Сахалине в промышленных масштабах (дабы не отдавать её японцам), разводить пантовых оленей на Алтае в целях воспитания трудолюбия и исполнительности — вряд ли поможет. Хотя идея заманчивая — сколько несчастных эмо-боев можно было бы спасти от удавшихся попыток суицида месяцем службы на кордоне где-нибудь на севере. Тяга к жизни прилипла бы посмертно…

Шутки шутками, но в чём-то терминология да права. Ключевое слово — суррогатность.

Если говорить о молодёжной субкультуре в целом, то именно эту «искуственность» можно заметить в последних десятилетиях. Я не хочу переходить в режим консерватора и ныть, мол, раньше трава была зеленее, но стоит признать некоторые факты. С самых 30х по 90е, ну может с натяжкой 2000е года, движения молодёжи имели за душой что-то кроме впечатляющего шмота и образа. Простые примеры: хиппи — «Занимайтесь любовью, а не войной!» — святая святых легализации наркотиков, популяризация пацифизма и начало аж целого века свободной любви в Америке и Европе с одного их пинка! Панки: «Слава анархии!» — погромы, безумие, ультранасилие, расцвет внушительного жанра музыки, который в принципе существует лишь благодаря им. Готы: «Жизнь — тлен!» — проникновение во множество сфер искусства, одна из глубочайших субкультурных философий и имидж, ставший притчей во языцех. Однако, годы их славы прошли. Если вы и увидите кого-то из молодого поколения с явными признаками «старой школы», знайте — это лишь остатки от былой роскоши. Что же мы имеем сейчас?

Как и львиная доля старых субкультур, новые веяния приходят из-за океана – законодателями являются Америка, Европа и, с некоторых печальных пор, страны Азии (Япония и Корея). Пуская первые ростки в столице и крупных городах, месяц за месяцем они рассеиваются по ближним и дальним территориям, укореняясь в восприимчивых умах молодёжи. Кто бы что не говорил, Кавказ и это не миновало…

Некоторые из представленных субкультур уже на наш год имеют склонность к неминуемому спаду. Но, раз их ещё можно застать в последней «агонии», нам ничего не мешает упомянуть и их (так скажем, проводить в последний путь). Поделим же представленные по Кавказу экземпляры по категориям, во имя легкости понимания.

Деструктивные радикалы: АУЕ, «Поясни за шмот», «Помятые»

«АУЕ» – «Арестантский уклад един» предположительно появилось от объединения криминальных банд. Сообщество возникло еще в 2011 году, но известно о нем стало только пару лет назад. Детские банды, в основном несовершеннолетние, пропагандируют тюремные понятия и требуют соблюдения воровского кодекса. Их целью не являются грабежи, драки и нападения. Также у них есть «общак», который помогает и предлагает поддержку заключенным. В одном из популярных сериалов «Бригада» можно проследить романтизированный бандитизм и сплоченные отношения между членами преступного сообщества. Контент – шансон, обсуждение тату, высказывания Саши Севера и Япончика.

Радикальные молодежные группировки появились не вчера: в советское время были сильны казанские «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», в Московской области – «Ждань» и «Любера», в Удмуртии — «Автозавод», позже появились скинхеды. Новые радикалы, появившиеся пару лет назад – Yeltsin Death Brigades, что больше популярны по западу России и «Поясни за шмот».

«Поясни за шмот» – еще одна группировка молодых, которые избивают людей всего лишь за определенные бренды одежды. Что любопытно — движение получило распространение даже в отдалённых кавказских городках. (Ваш покорный слуга был свидетелем сходки между двумя группками ребят по причине разности брендов одежды, каждый из которых указывал принадлежность к определённой группировке. И всё это лишь в часе езды от Нальчика!).

Простейшее наблюдение — это все «неогопники». Простейшая эволюция вида, как сказал бы дедушка Дарвин. Провинция и окраины многих городов до сих пор живут в 90-х. Панк и рок-движение уменьшилось, эмо и готов — единицы, а гопники оказались довольно живучими. Удивлять просто нечему.

«Помятые» – так же одна из субкультур, представители которой выступают за нездоровый и разрушительный образ жизни. Данное движение пришло из Великобритании, и его идея состоит в копировании образа жизни популярных звезд, таких как Кейт Мосс или Джим Мориссон. Их стиль – это яркий лак на ногтях, взъерошенные волосы, большое количество колец, косухи. Они ведут разгульный образ жизни – употребляют алкоголь, посещают вечеринки, курят сигареты, пропагандируют свободные отношения и стремятся к худому телосложению. Честно сказать, это стиль жизни большинства нашей молодёжи, что держится лишь до наступления порога 30 лет — при цветущей печени, прокопчённых лёгких и возможно подхваченной «венеричке» от всех этих радостей и прелестей бытия придётся рано или поздно отказаться — даже в ущерб образу и философии движения.

«Виртуалы»: винишки-тян, хипстеры, «ванильки»

Теперь бал открывают господа «хипстеры» — не одевающиеся вызывающе, не призывающие к революциям, и больше похожие на небритых художников, бомжей или других представителей богемы. Первые представители хипстерской субкультуры появились еще 70 лет назад, в сороковые годы в Америке, их название произошло от «to be hip» (с англ. «быть в теме»). После Второй мировой войны быт и настроения дали благотворную почву для развития околобогемной тусовки, которая предпочитала добровольную бедность, слушала джаз и перенимала особенности жизни музыкантов. Хипстеры чаще всего проводили ночи, гуляя из одного джаз-бара в другой, на Таймс-Сквер. В шестидесятые годы на Америку обрушивается волна самых разнообразных субкультур, в яркой мешанине рокеров, металлистов, панков, хиппи, готов хипстеры теряются и уходят на дно.

В 2008 году постепенно хипстеры снова возникают на горизонте, а в 2011 году начинается воистину повальное увлечение этой субкультурой. Это молодые люди от 15 до 30 лет, которые имеют высшее образование, работают в гуманитарной сфере – дизайнерами, иллюстраторами, журналистами, писателями, пиарщиками и т.д. Хипстеры всегда интересуются современными новинками и любят быть в тренде, поэтому неотъемлемой частью их образа жизни является ведение пабликов в социальных сетях (Твиттер, Инстаграм, Вконтакте). В сочетании с антикварными вещами приверженцы этого стиля ценят технику Apple и Canon, а в их руках кроме смартфонов часто можно заметить записные книжки Молескин или скетчбуки.

Легче всего узнать представителя этой субкультуры по внешнему виду – винтажному, якобы небрежному, но при этом тщательно подобранному до каждого аксессуара. Создание собственного модного «лука» – самое важное в мировоззрении хипстера.

Во вкусах на питание у хипстеров нет единого мнения, среди них много вегетарианцев (из тех, что раз в год да позволят себе шашлык), они любят богемные кафе, небольшие авторские ресторанчики, в которых можно «зачекиниться» и похвастаться перед друзьями. У хипстеров нет четкой философии и никаких целей, они не производят никакого продукта, и это не относится ни к плюсам, ни к минусам (ни рыба, ни мясо в двух словах). Но к положительному влиянию данной субкультуры можно точно отнести необходимость разбираться не только в современном искусстве, постоянно развиваться как личность, вести блог (а значит, тренироваться в писательском мастерстве), но и практику английского языка.

Лондон – это настоящая Мекка для российских хипстеров, там воздух свободы и либерализма, и они мечтают если не переехать жить в этот город, то хотя бы съездить в отпуск, несмотря на политическую обстановку в мире и реальное положение вещей в «земле обетованной». Субкультура хипстеров открыта всему новому и не отличается агрессивностью, вместо этого их больше увлекает чтение и путешествия по миру.

«Ванильки» – это российское течение возникло в начале 2010-х и влачит жалкое существование уходящего в историю явления и в наши дни. Сообщество пропагандирует женственность во всех ее смыслах. Некое воплощение тургеневских барышень, мечтающих о романтике за чашечкой кофе, олицетворяя в своем образе переживания и наивную чувственность. Течение возникло в ответ на вульгарность современных девушек.

Социологи утверждают, что тихие и безучастные к окружающему миру ванильки – это красноречивый протест молодого поколения против несовершенства общественной жизни, где у молодежи нет каких-нибудь внятных успешных перспектив. Не случайно эти милые и нарочито депрессивные юные существа с головой погружаются в мир грез и фантазий, обретая там все, о чем только можно мечтать. Сидя на подоконнике маленькой «хрущевки» с чашечкой кофе и ментоловой сигареткой, они чувствуют себя мечтательными парижанками с «чудинкой» или жительницами туманного Альбиона. Лондон, Париж, Нью-Йорк у них внутри — это виртуальный мир, в котором они ощущают себя вполне комфортно. «I love NY», — гласит надпись на футболке ванильки.

Далее представлена естественная эволюция вышеупомянутых милых созданий, или же неизбежное их изменение временем.

«Винишко-Тян» – самая молодая субкультура, образовавшаяся в 2017-18 годах. Их стиль – это короткие стрижки, очки без линз, задумчивый вид и умные разговоры. «Движение умных и никем не понятых» образовалось после системы анонимных форумов «Двач», в которых ведут светские разговоры о Фрейде и Шопенгауэре. Такая субкультура -искусственная, поскольку родилась не внутри молодежной тусовки, а в голове острых на язык блогеров – как издевательство, карикатура. «Образ «винишко-тян» действительно был придуман кем-то из анонимов нашего форума, – он был создан как высмеивающий стереотипных девушек».

Эти субкультурные леди всегда были объектом сарказма: «Носят в сумках книги Кафки или Бродского, загнув страницу, как будто читают. Фотографируются на фоне картин, даже не узнав имя художника. Многие романтизируют психические расстройства, что возмутительно: ой, у меня депрессия, я умираю от биполярки (причём не многие хотят еженедельных встреч с психиатром и каникул в психушке). Некоторые пропагандируют селфхарм – публикуют фото с порезами на руках и ногах. Часто популяризируют анорексию. «Живут» в соцсетях и готовы на все ради подписчиков».

«Винишек», как и их предшественников «ванилек» с «хипстерами», действительно часто упрекают в позерстве, инфантильности и поверхностности, поскольку в отличие от героев классических субкультур – панков, рокеров и байкеров, объединенных общими интересами, принципами, реальными делами – новые неформалы часто живут исключительно в виртуальном пространстве и ради него. Как я и упоминал ранее, классические ранние субкультуры несли в себе некий социальный контекст, а чаще протест, представители же новых движений в субкультуру скорее играют. Поколение виртуальных неформалов болезненно зависимо от соцсетей — очередное подтверждение их «кукольности».

Вряд ли кто-нибудь из вышеперечисленных господ согласится пойти ночью на кладбище или отсидеть пару суток в кутузке за драку на рок концерте — самопожертвование «за идею» отсутствует от слова совсем. Хотя кто-то может найти некоторые плюсы в их «беззубости»… Как говорится, на вкус и цвет.

Созидатели: волонтеры, воркаутеры, фанаты ЗОЖ

Волонтёры, которых, по самым скромным подсчетам, сегодня в стране около 4 миллионов. Они действуют везде, где не могут или не успевают государственные структуры – от детских домов до экологических союзов. Попасть в отряд добровольцев просто – было бы время и желание. Именно волонтеры – молодежь, каждый день встречающиеся с болью и страданиями людей, как правило – убежденные оптимисты, альтруисты и трудоголики. Даже та же агрессия у них встречается, пусть и в пассивной форме. Подавление оппозиции и всех несогласных, а порой и братских организаций, имеющих виды на их позиции и мало-мальские различия в идеологии и методах работы. Чем не субкультура в своем роде?

Воркаутеры и ЗОЖ — одного поля ягоды. Воркаут (от англ. Workout — «тренировка») — это уличная гимнастика, которая может быть отнесена к любительскому виду спорта, физической культуре и представляет собой спортивную субкультуру. Её нынешние последователи, ранее называемые «турник-мэнами», нынешние воркаутеры, как и ЗОЖники, придерживаются исключительно здорового образа жизни и имеют железно-бетонную идеологию. Движения довольно популярны как на Кавказе, так и по России в целом. Однозначно — куда уж больше пользы, чем вреда.

И… что-то иное.

«Health-goht» – «хэлс-готы» – это смесь гетто-готики и киперпанка. Довольно любопытное направление, эдакая мутация на телесах молодёжных движений. Последователи данной субкультуры акцентируют свой внешний вид на черный цвет, спортивные и футуристичные вещи. Основателями считается американская группа Magic Fades. Для них идеальный мир – это стерильный мир с роботоподобными существами, не позволяющими себе ничего лишнего. Они стремятся к гипертрофированному совершенству и тоскуют по никак не наступающему будущему. Похожий образ демонстрирует российский исполнитель Элджей: белые глаза без зрачков, спортивная одежда из неопрена и плащевой ткани, обувь необычных форм. Не особенно популярны в краю гор, но порой нет-нет да можно увидеть элементы одежды или даже совершенные образы данного направления. Вопрос времени — приживутся они или уйдут в расход.

ММС (Мусульманские Молодёжные Субкультуры) — больная мозоль истинно верующих людей Кавказа. И речь тут, заранее, не о них!

Наличие исламской субкультуры довольно неожиданно стало одной из особенностей современного российского Кавказа. Не самого ислама, который представляет собой довольно развитую религию с относительно небольшим количеством действительно верующих, не исламской культуры, которая в кавказских условиях за последние 400-500 лет тесно переплелась с культурой местных народов и так же не отделима от неё, как христианская культура от русской, а именно субкультуры. Молодёжной субкультуры, если быть точным.

Механизм её распространения и проявление ничем не отличается от распространения субкультуры тех же панков, эмо, хипстеров или ролевиков. В один прекрасный момент пятнадцатилетняя девочка вдруг понимает, что мечта и задача всей её жизни — надеть хиджаб и делать намаз. Причём, хиджаб главнее. И напрасно родители, которые воспринимают всё серьёзно, пытаются это запрещать, напрасно взывают к опыту прабабушек, которые хоть и ходили в платках, но не укутывались с ног до головы подобно арабкам. Всё напрасно. Упрощённая версия хиджаба — длинная юбка в пол (зелёная для пущей «исламности») и косынка. По канонам — минимум украшений, аксессуаров и макияжа, хотя и тут проскакивают допущения. После введения школьной формы значительное количество девочек перешло на домашнее обучение, так как эти самые юбки в пол были запрещены, а просто юбка ниже колена — это форменный разврат, блуд и провокация.

То же касается и юношей. Юбок они, подобно шотландцам, не носят. Оставлять открытыми лишь кисти рук и лицо им, как я понимаю, мешают накаченные бицепсы (кто ж их тогда увидит?). Приходится довольствоваться малым — отращивать бороды. Она считается, как ирокез у панка, ярким вызовом системе, а каждый бородач чувствует себя врагом всей Федеральной службы безопасности и лично генерала Бортникова.

Все прочие критерии мусульманской субкультуры действуют по принципу: «то же яйцо, но в профиль». Всё та же подавленная агрессия, всё то же желание выделиться, быть непохожим и поменять мир. И не было бы в этом ничего страшного, так как увлечение проходило бы с возрастом, а сами увлекающиеся в большинстве своём становились бы «этническими мусульманами» (меньшинство было бы по-настоящему религиозными людьми), если бы все эти девочки и мальчики не являлись пушечным мясом для террористов. Увы, но помимо милых аватарок в чадре и фоток на фоне зелёного полумесяца в их среде распространены соответствующие тематические разговоры. Среди русской оппозиции любят говорить на тему «пора валить», даже в душе не веря, что уедут. Эти же молодые господа рассуждают о шариате и всемирном Халифате. В пример ставится благодатная Чечня и тот же Вазиристан, в который при всей его замечательности почему-то никто не едет жить. И хотя большинство из них просто несут прекрасную чушь, достаточно одного на сотню, ушедшего в лес или взорвавшего бомбу, чтобы регулярно портить жизнь всей стране и превращать свои республики в отсталые депрессивные регионы…

Как обычно надеюсь, что вышеприведённый материал и мои рассуждения дадут читателям извлечь для себя что-то новое и интересное, а также принести пользу и изменения в жизни — как свои, так и близких людей.

Савид

Еще по теме

Шило на мыло, аудиоверсия

rprkmv

Злой рок делу не помеха? – о суевериях и их влиянии на бизнес

rprkmv

Кем хотят стать и кем становятся современные студенты

rprkmv