Почитав полемику, развернувшуюся вокруг проекта велодорожек в Бештаугорском заказнике, и приняв в ней участие, я решил поехать в город Лермонтов и поговорить с его жителями. Узнать, что думают граждане об этом возможном строительстве.
Анна Петровна, служащая.
Мы часто ходим гулять на гору Бештау. Поднимаемся на вершину, обходим ее по Кольцевой дороге и видим, что у горы нет хозяина. В лесу много поваленных деревьев, которые никто не убирает. Проселочную дорогу вокруг горы надо привести в порядок. Полотно дороги нужно где-то укрепить, подсыпать, восстановить дренаж, который защищает от горных ручьев, размывающих ее. Но когда я услышала, что хотят начать строить на Бештау, для меня это было как разрывная пуля!
На горе Бештау может быть одновременно четыре времени года. Вот сегодня: со стороны Железноводска – настоящая зима, проходим дальше – уже звучит весенняя капель. Еще через несколько километров, на южных склонах, можно уже греться на почти летнем солнышке. А западнее, в районе Монастырского озера, нас встречает туманная осень. Полгода этот комплекс, на который потратят миллиарды, будет простаивать и никогда не окупится.
Задумана асфальтированная дорога общей шириной восемь метров, с фонарями…, пешеходы и велосипедисты ходят рядом друг с другом. И это на крутой горной дороге с резкими поворотами. Как, скажите, в таких условиях будут кататься велосипедисты?
Сергей Семенович, пенсионер.
Мотоциклисты, которые целыми мотоклубами гоняют по Бештау, разрушают саму дорогу и почвы на склонах. Когда идет человек, он своими ногами только приминает траву, а колеса мотоцикла вспарывают землю как бритвой, образуются глубокие промоины, трещины. Стоит запах гари, шум моторов слышен на километры вокруг. После таких заездов мы видим, как деградируют субальпийские луга Бештау. Мы пытаемся действовать сами. Развешиваем таблички, запрещающие проезд на гору квадроциклов и мототранспорта. Пытались разговаривать с этими мотоциклистами, но им плевать на тот вред, который они наносят горе. Лесники не могут совладать с этими любителями быстрой езды. По-моему, лесников на горе уже почти и не осталось. А если Бештау заасфальтируют, то опасность для природы и пешеходов только возрастет. Об этом авторы проекта сети велодорожек не подумали.
Валерий, рабочий.
Я ходил на общественные слушания, на которых в нашем городе обсуждали строительство велодорожек. И скажу, что люди, поддерживающие этот проект, есть. Но их не подавляющее большинство, в чем нас хочет убедить начальство. Они представляют нам это строительство большим благом, но это не так, потому что невозможно путем строительства навести порядок на горе. Вот проложили асфальтовую дорогу из Пятигорска к монастырю. Так там тонны мусора, потому что на гору поехали все, кому не лень. А где асфальта нет, там гораздо чище. Еще нужно обязательно указать места повышенной радиации, которых на Бештау хватает.
Наталья Викторовна, инженер.
В нашем городе и в соседних поселках множество проблем. На многих улицах нет тротуаров, в домах нет никакой канализации, и стоки из частных домов текут прямо по улицам. Коммерческие объекты, построенные рядом с Орлиными скалами, тоже сливают свои стоки прямо на склон горы. Там уже даже болотце появилось. С каждым годом в Лермонтове становится все меньше промышленных предприятий, и жители вынуждены искать работу в Пятигорске и Железноводске. А проезд в эти города очень дорог. Сделали бы хорошую прямую дорогу из Лермонтова в Железноводск, это было бы хорошее дело для города. А то сейчас билет на автобус в Железноводск стоит 75 рублей. Мне кажется, что нужно сначала решить проблемы, действительно важные для жителей Лермонтова, а уже потом закапывать миллиарды в велодорогу.
Максим Владимирович, охранник.
Велоспорт — это летний вид спорта. Кто будет кататься по этим велодорожкам сейчас, зимой? В летнее время велосипедисты на горных велосипедах и так прекрасно катаются вокруг горы Бештау. Всё связано с тем, что надо освоить почти три миллиарда рублей. Большие деньги!
Я сам всю жизнь катаюсь на велосипеде. Мне вполне достаточно за день прокататься вокруг Бештау. В Железноводск мне не надо. Туда ведет крутой спуск с Бештау, потом надо будет очень долго катить велосипед обратно. В Минводы мне тем более не надо. А как я буду разъезжаться с электромобилями, да и будут ли те электромобили?
Алена, студент.
В Железноводске продлили Каскадную лестницу. Вырубили деревья, а кто сейчас по гололеду пойдет по ней к озеру? Ноги можно переломать! Прыгать через ступеньки, пересекая всё время дорожку для инвалидов-колясочников, тоже не очень удобно. Сходит туда человек один раз и больше не пойдет. Теперь за этой лестницей нужно следить, всё время восстанавливать отлетающую плитку. Ясно, зачем это было сделано – тратить как можно больше денег. А страна наша и наш край живут очень небогато. Такое же улучшение состояния горы Бештау жителям Лермонтова не нужно.
С жителями Лермонтова беседовал
Сергей Рядчиков