Баучиев Харуз Борисович
Великая Отечественная война явилась не только противостоянием многомиллионных армий с огромным количеством техники и вооружения, но прежде всего идеологической битвой двух тоталитарных систем. Интеллигенция СССР как носитель идеологии Советского государства сразу включилась в идейно-политическую работу, которая была перестроена в соответствии с условиями военного времени. Война вызвала необходимость создания новых органов, занимавшихся идейно-политической работой. Постановлением ЦК ВКП(б) 24 июня 1941 г. было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро), которое регулярно информировало граждан о важнейших событиях на фронте и в тылу. В Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) были образованы новые отделы: пропагандистских групп, художественной литературы, кинематографии, радиовещания и радиофикации, искусства. Были организованы ряд антифашистских комитетов — всеславянский, еврейский, советской молодежи, советских женщин, которые проводили большую политико-массовую работу [1, с. 14]. В первую очередь агитационномассовая работа была нацелена на раскрытие справедливого характера Великой Отечественной войны, которая велась в защиту государственной независимости СССР, освещение хода боевых действий на фронте.
Государственные органы привлекали к агитационно-пропагандистской работе все отряды интеллигенции. Их выступления можно было услышать на предприятиях, в колхозах и совхозах, воинских частях, госпиталях. Местные партийные организации приняли меры по перестройке агитационно-пропагандистской работы. 25 июня 1941 г. в Чечено-Ингушетии был пересмотрен состав агитаторов на предприятиях и в учреждениях, заменены выбывшие по мобилизации. Меры по перестройке агитационно-массовой работы среди населения были приняты в Дагестанской АССР. 27 июня 1941 г. в Краснодарском крае был установлен контроль «за качеством содержания пропаганды и агитации». Обсудив 17 июля 1941 г. вопрос «О политической агитации в условиях войны», бюро Ставропольского краевого комитета ВКП(б) предложило усилить устную и печатную агитацию, создать агитколлективы докладчиков и бригады для оперативного обслуживания предприятий, колхозов, машинно-тракторных станций (МТС), провести городские и районные собрания агитаторов с докладами о задачах политической агитации в условиях военного времени. В июне 1941 г. в Ставропольском крае насчитывалось 20 тыс., в Чечено-Ингушетии — 5 тыс. агитаторов, объединенных в 359 агитколлективов [2, с. 42].
К началу войны в Дагестанской АССР имелись 249 агитколлективов, в которых было 757 докладчиков и 8 212 агитаторов, а к декабрю 1941 г. в республике уже имелось 1 156 агитколлективов и 11 295 агитаторов. В Адыгейской области число агитаторов и лекторов составляло 3 тыс. человек. Более 3 тыс. агитаторов было в Северной Осетии. Всего в стране в 1942 г. насчитывалось почти 3 млн агитаторов и пропагандистов [3, с. 30].
Комплектование агитколлективов осложнялось тем, что тысячи агитаторов ушли на фронт защищать те коммунистические идеалы, за которые агитировали в довоенное время. Несмотря на это, государственные органы привлекли к проведению идейно-политической работы новые силы преимущественно из представителей интеллигенции хозяйственного коллектива. Активно подключились учителя.
Положительный опыт политмассовой работы накопил Пятигорский агитпункт, где систематически проводились собрания трудящихся, читали лекции и доклады. К услугам посетителей были комплекты свежих газет и журналов, справочная литература, географические карты, тематические папки газетных вырезок. Однако новые задачи, вставшие перед государственными органами, не могли быть решены только путем увеличения числа агитаторов. Состав агитаторов в связи с мобилизацией обновился, а возможности повышения их квалификации сократились. Многие агитаторы не имели достаточного опыта политической работы в массах, уровень их общеобразовательной подготовки был довольно низким. Учитывая прошедшие изменения в составе агитаторов и недостаточную подготовку многих из них, государственные органы заботились о их обучении, оказывали им повседневную теоретическую и практическую помощь.
Большой опыт работы в этом деле накоплен в Краснодарском крае. Местные парторганизации уделяли много внимания вопросам политической агитации. На заседаниях периодически заслушивались отчеты о перестройке политико-массовой работы, деятельности агитколлективов, учебе агитаторов. Только в июне — августе на различных заседаниях детально были обсуждены деятельность агитколлективов заводов «Красный двигатель» Адлерского района и МТС Штейнгардского района, тематика бесед и докладов, перестройка агитационно-массовой работы сельских изб-читален, деятельность агитаторов в ночных сменах и т. д.
Особое внимание обращалось на необходимость инструктирования агитаторов, организации политической и методической учебы. Для методической помощи агитаторам, особенно в сельских районах, при библиотеках было создано несколько агитгрупп. Они выезжали в районы и на местах учили агитаторов практике политико-массовой работы.
Идейный уровень пропаганды во многом зависел от кадров. Для подготовки и переподготовки пропагандистских кадров во всех республиках и краях Северного Кавказа с 1942 г. начали работать областные и краевые курсы агитаторов в городах Ставрополе, Краснодаре, Махачкале, Орджоникидзе, Нальчике. В начале 1942 г. прошли недельные семинары в городе Грозном, в Карачае, Черкесии. Они значительно расширили масштабы идеологической работы. Только за первые полгода работы пропагандистами было прочитано более 1 900 лекций и докладов, на которых присутствовало более 550 тыс. пропагандистов и агитаторов [4, с. 46].
Сотни лекций были прочитаны в Ставропольском крае, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. В первые же дни войны значительно был расширен состав лекторских групп. Так, в Чечено-Ингушетии она состояла из 70 человек, в Северной Осетии — из 20 человек. В каждом городе и районе Дагестана были созданы коллективы докладчиков численностью от 20 до 70 человек. В 1,5-2 раза возросло число лекторов в Ставропольском и Краснодарском краях. В результате проведенных мер в Северной Осетии за второе полугодие 1941 г. было прочитано 5 407 лекций с охватом 620 тыс. человек, что было в два раза больше по сравнению с первым полугодием. За это же время в Дагестанской АССР было прочитано 3 605 лекций и докладов, проведено 9 305 бесед. Значительно увеличилось количество прочитанных лекций в период с октября 1941 г. по февраль 1942 г. в Адыгее, где 50 агитаторов прочитали 346 лекций, на которых присутствовало 21 107 человек [5, с. 47].
В идейно-воспитательной работе широко использовалась и такая форма, как наглядная ситуация, ставшая одним из важнейших средств политической агитации. Лозунги, плакаты, доски показателей, боевые листки, сатирические и световые газеты, фотовитрины о зверствах и насилии оккупантов влияли на все слои населения. Они производили политическое воздействие на массы в неменьшей степени, чем живое слово агитатора. За время войны было выпущено около 800 плакатов общим тиражом 34 млн экземпляров, в том числе широко известные плакаты Д.С. Моора «Ты чем помог фронту?», Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», В. Кореценко «Воин Красной армии, спаси!» и др. Только за первые годы войны тысячи агитплакатов были выпущены в Ставропольском крае, 500 тыс. экземпляров лозунгов и плакатов в Чечено-Ингушетии, свыше 2 тыс. экземпляров в Северной Осетии [6, с. 49]. Антифашистские митинги и наглядная агитация являлись мощными средствами воспитания масс в духе патриотизма и ненависти к врагу, способствовали тому, чтобы не допустить влияния нацистской пропаганды на общественную жизнь страны, направить усилия всех советских людей на борьбу с захватчиками.
Важное место в перестройке идеологической работы правительство отводило печати. Во главе периодической печати стояла газета «Правда». Для 39 центральных газет были установлены четкие периодичность — три раза в неделю и объем выпуска — четыре полосы. Резко были сокращены количество, объем и периодичность изданий районной печати и фабрично-заводских многотиражных газет.
Все это потребовало, чтобы работники печати постоянно заботились об идейном уровне, содержании и направленности газет. Местные органы власти ежемесячно рассматривали и утверждали планы работы своих печатных органов, обсуждали на заседаниях деятельность редакционных коллегий, заслушивали отчеты редакторов. Так, в июле 1941 г. в Северной Осетии детально была обсуждена перестройка работы местной печати и утверждены планы работы республиканских газет «Социалистическая Осетия», «Растдзинад». Вопросы о работе редакции областных газет «Красный Карачай» и «Красная Черкесия» были специально рассмотрены на заседаниях Карачаевского и Черкесского облисполкомов, которые вскрыли серьезные недостатки в агитационно-пропагандистской работе.
Серьезные изменения произошли в книгоиздательском деле. Многие предприятия полиграфической промышленности оказались на территории, временно оккупированной фашистскими захватчиками. Часть издательств, типографий и бумажных фабрик была эвакуирована в глубокий тыл и вынуждена начинать свою деятельность на новом месте. Не хватало издателей. Все это привело к резкому сокращению книжной продукции. Если за три предвоенных года в стране было издано 130,6 тыс. наименований изданий, то за 1941-1945 гг. — 109,1. Среднегодовой тираж упал с 43,5 до 21,8 тыс. экземпляров. Поэтому издания, содержание которых не отвечало задачам дня, были отставлены на второй план.
Главное внимание уделялось выпуску оборонной литературы. Военной тематике посвящали значительную часть своих изданий все центральные и местные издательства. Так, Северо-Осетинское книжное издательство за первый год войны выпустило 200 названий книг общим тиражом 855 400 экземпляров. Дагестанское книжное издательство за первые полтора года войны выпустило 2 320 840 экземпляров книг, из которых 2 010 830 экземпляров составила военно-оборонная литература. За это же время Чечено-Ингушским издательством было издано более 100 тыс. экземпляров книг. Помощь местных органов власти позволила перестроить работу издательств, увеличить выпуск политической и патриотической литературы [7, с. 102].
Советское радио активно вело агитацию и пропаганду в годы войны. Основными формами распространения политической информации среди населения являлись ежедневные выписки «Последних известий», передач «От Советского информбюро», «Вести с фронта», «Тыл кует победу» и др. Вещание происходило более чем на 70 языках народов СССР и 20 иностранных языках. Придавая огромное значение радиовещанию, руководство областей, краев и республик Северного Кавказа приложило огромные усилия, чтобы в трудных условиях военного времени, когда не хватало квалифицированных кадров, запасных частей для радиоузлов, обеспечить бесперебойную работу местного радиовещания. В июле — августе 1941 г. вопросы перестройки работы радиовещания, повышения идейно-теоретического уровня передач, организации выпуска последних районных известий обсуждались на заседаниях исполкомов. Это позволяло повысить агитационно-пропагандистскую и организаторскую роль радио как важнейшего средства идейно-политической работы в массах, активно помогало в борьбе советского народа против немецко- фашистских захватчиков.
В системе идеологической работы советского правительства в годы войны большое значение имели культурно-просветительные учреждения. В 1940 г. в стране имелось 118 тыс. клубных учреждений и 95 тыс. массовых библиотек, а к концу 1941 г. — 58 и 48 тыс. соответственно. Несмотря на значительное сокращение сети, культурно-просветительные учреждения, используя определенные формы и методы идейно-политического воздействия на трудящихся, содействовали решению основной задачи по мобилизации масс на отпор врагу, поставленной перед ними государственными органами [8, с. 413].
Работники изб-читален, клубов, красных уголков разъясняли сводки Совинформбюро, организовывали коллективное слушание передач по радио, проводили беседы и доклады о текущем моменте, широко использовали наглядную агитацию: плакаты, лозунги, «Окна ТАСС», фотовитрины, географические карты с обозначением линии фронта, журналы кинохроники. Этим же целям служила и большая справочная работа.
О творческих поисках новых форм политического влияния на массы, специфических особенностях культурно-просветительской деятельности в условиях военного времени свидетельствует, например, опыт работы Буденовского дома культуры Ставропольского края. Буденовский район был обычным сельскохозяйственным районом, расположенным далеко от краевого центра. С помощью местных органов работники Дома культуры сумели привлечь к работе широкий актив местной интеллигенции. Агитаторы и пропагандисты района выступали с лекциями и докладами, беседами, преподаватели школ распространяли естественно-научные знания. В Доме культуры осуществлялась художественная самодеятельность, работали технические и сельскохозяйственные кружки. Здесь периодически собирались избачи, сельские библиотекари. Ежемесячно райком ВКП(б) совместно с районным отделом народного образования проводил с ними инструктивные семинары, организовывал обмен опытом. В Апанасенковском районе массово-политической деятельностью были заняты 160 учителей, Зеленчукском — 115, Горячеводском — 65. Сотни педагогов выступали с лекциями и докладами в культурно-просветительных учреждениях Северного Кавказа [9, с. 304].
В годы Великой Отечественной войны наметилось сближение церкви и Советского государства. Русская православная церковь в это тяжелое для советского народа время решительно заняла патриотические позиции. Такая патриотическая деятельность религиозных организаций выражалась не только в обращениях и посланиях. Сохранившиеся в душах людей чувства сострадания и милосердия, любви и братства нашли свое предметное воплощение в массовых пожертвованиях средств на нужды обороны страны. В первые месяцы войны в Ставропольском крае сбор верующими средств в Фонд обороны не мог быть значительным, поскольку к 1942 г. здесь действовало лишь 14 храмов. После освобождения Ставрополя от оккупантов в январе 1943 г. местные церковные общины возобновили сбор пожертвований. В целом же за годы Великой Отечественной войны сумма взносов всех ставропольских церквей в Фонд обороны составила 6,13 млн р. [10]. В период Великой Отечественной войны влияние религии на людей многократно возросло. В ней находили утешение и черпали силы для труда и жизни многие верующие жители Северного Кавказа. Сострадание, бескорыстие и многие другие качества, отличающие верующих людей, помогали выжить тем, кого война лишила всего.
Анализ источников показывает, что на второй день войны государственные и политические организации Северного Кавказа приняли решение о перестройке идейно-политической работы в массах, обратив внимание на пропаганду военных знаний. Одной из массовых форм этой работы стали митинги. В Ставрополе, Краснодаре в связи с началом войны в них участвовали 180-200 тыс. человек. Столь же массовыми были митинги во всех краях и республиках региона.
Массовые митинги и собрания интеллигенции прошли в вузах и научных учреждениях. Выступая на них, ученые единодушно выражали любовь к Отечеству, твердую решимость направить все силы на защиту родины. От имени людей науки ученые заявили, что отдадут все силы и знания на практические нужды действующей армии, требовали предоставления возможности использовать их труд для выполнения оборонных заданий. Советские ученые рассматривали свою научно-исследовательскую работу как боевое задание фронта. Никогда не было такого единения науки и труда, творческого прорыва и энтузиазма, как в годы войны против немецко-фашистских захватчиков.
Вся идеологическая работа интеллигенции была подчинена пропаганде освободительных целей Великой Отечественной войны. Она приобрела исключительное значение и стала основным направлением, главным содержанием идеологической работы, важнейшей задачей прессы, литературы и искусства. Вместе с тем работа идеологических учреждений была направлена на разъяснение преступных планов фашистских захватчиков, воспитание у народов чувства ненависти к фашистам, военно-физическую подготовку учащихся [11; 12].
На Северном Кавказе повсеместно широкое распространение получили наглядная агитация и пропаганда. На фабриках и заводах, в учреждениях и учебных заведениях, колхозах и совхозах, на машинно-тракторных станциях и в ремонтных мастерских, на железнодорожных станциях и вокзалах, в морских портах и на речных пристанях стали популярны пропагандистско-агитационные витрины о борьбе советского народа против немецко-фашистских оккупантов. Во всех краях и республиках организовались выставки «Окон ТАСС», вывешивались сводки Совинформбюро и плакаты, повествующие о подвигах героев фронта и тыла. Благодаря этому во всех краях и республиках была создана такая система государственного и общественного управления, которая позволяла оперативно и конкретно руководить всеми социально-экономическими процессами, подчиняя их интересам фронта. Проводимая работа способствовала перестройке деятельности всех групп интеллигенции, воспитанию масс и укреплению единства между народами.
Литература
- История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5, кн. 1. М., 1970. 390 с.
- Кулаев Ч.С. Военно-организаторская и политическая работа местных партийных организаций в годы Великой Отечественной войны. На материалах Северного Кавказа. Черкесск, 1981. 280 с.
- Схакумидов А.С. Деятельность Адыгейской партийной организации по оказанию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны. Майкоп, 1970. 284 с.
- Кулаев Ч.С. Указ. соч. С. 46.
- Там же. С. 47.
- Там же. С. 49.
- Абазатов М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973. 242 с.
- История Коммунистической партии … С. 413.
- В суровые годы войны / отв. ред. Д.В. Кочура. Ставрополь, 1978. 352 с.
- Трегубенко В.В., Линец С.И. Немецкая оккупационная политика в области религии на Северном Кавказе 1942-1943 гг. [Электронный ресурс]. и^: 1пйр://рд1и.ш/ир1оа<МЫоск/413/ис1’1_2009_хи_00046.р< (дата обращения: 07.07.2017).
- Петьков В.А. Военно-физическая подготовка учащихся в школах Ставрополья в годы Великой Отечественной войны // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 66-68.
- 8(ерИап ^.^. ТИе К^^^^ап Еаг Еаз(. А Ыз(огу. 8(апГог<, 1996. 482 р.