ИсторияКавказ в XIX - начале XX в.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПАНТЮРКИЗМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Во второй половине XIX века после краха идеи мюридизма Османская империя предложила кавказским народам новую идеологию, которая могла бы объединить их против России. Такой идеологией первоначально стал пантюркизм, а также панисламизм.

Под данным термином понимается течение, ставящее своей задачей воссоздать в той или иной форме единое исламское государство в виде халифата. Старая идея газавата уже не могла привлечь достаточное количество горцев, однако новая идея религиозного и национального единения оказалась более прогрессивной и долговечной.

Еще во время Крымской войны зародилась идея о «Кавказском доме» — экономическом и политическом единстве кавказских народов. В начале 1880-х годов татарский общественный деятель и просветитель Исмаил Гаспринский разработал концепцию объединения тюрко-татарских народов Османской и Российской империй в единую федерацию. Посредством организованной И. Гаспринским газеты «Терджуман», которая издавалась на Кавказе и в Центральной Азии, в том числе и в тогда уже российской ее части — Туркестанском генерал-губернаторстве, распространялись идеологические представления пантюркизма. И. Гаспринский проводил параллели между мусульманским обществом России и Порты, разъяснял принципы пантюркизма. С одной стороны, его журналистская и просветительская деятельность являлась абсолютно законной, а с другой — его газета «Терджуман» открыто пропагандировала политические, религиозные и культурные ценности Османской империи, объединяя вокруг себя реакционные группы российских мусульман на Кавказе и в Крыму.

Идеологи Османской империи одинаковое внимание уделяли и единению тюркских народов, и идеям всеобщего религиозного воссоединения под властью султана, который являлся религиозным лидером мусульман на тот период. Играя таким образом одновременно на национальном и религиозном сознании, Османская империя смогла укрепить свои позиции в Кавказском регионе, сокращая пространственный разрыв с «тюркским миром». Для распространения новых идеологических течений Порта пользовалась старыми, проверенными еще во время Кавказской войны методами: идеи пантюркизма и панисламизма распространяли специальные агенты. Так называемые идеологические проповедники под видом купцов, возвращающихся из Мекки паломников, учителей грамоты посещали местности со значительным мусульманским и тюркоязычным населением. Начавшаяся в начале XX века революция дала

толчок развитию национальных идей на территории Российской империи, что открыло широкие возможности для пропаганды панисламизма. Перспектива объединения всех мусульманских народов под властью Халифа Абдульхамида II, а также последующего за этим возможного освобождения от России чрезвычайно привлекала горские народы. Соблазнительно было использовать и идеи пантюркизма, однако, хотя на Северном Кавказе и проживали тюркские народы — балкарцы, кумыки, каракалпаки, — делать ставку исключительно на эти идеи в регионе было рискованно.

Идеи пантюркизма и панисламизма смогли достаточно прочно связать Османскую империю, а впоследствии и Турецкую Республику с Северным Кавказом. Совмещение политики национализма и религиозного воздействия позволило Стамбулу прочнее закрепиться в регионе. Благодаря поддержке местного населения уже республиканская Турция продолжала свою политическую линию в регионе и на протяжении XX века. В бюджете Османской империи расходы на Северный Кавказ выделялись отдельной строкой. Так, Канцелярия шейх-ульи-слама в Стамбуле в 1907 году выдала 5 тыс. лир на усиление турецкой агентуры на территории России. В 1907 году Кавказ и Туркестан тайно посетил личный адъютант султана Абдул Хамида полковник Исмаил Хаким-бей. В течение трех месяцев он вел агитацию среди тюркского и исламского населения, давал указания о способах связи российских мусульман с представителями Османской империи.

Накануне Первой мировой войны идея создания однородного в этническом и религиозном отношении государства становится главенствующей во внешней политике османского правительства. Турецкие консульские учреждения были подчинены Учредительному комитету панисламизма, и, как и во время Кавказской войны, торговые и дипломатические представительства Порты в других странах (прежде всего — в России) становились центрами агентурной деятельности. На Северном Кавказе в качестве агентов и распространителей идеологии Османской империи часто выступали черкесы, дагестанцы и чеченцы, которые эмигрировали после Кавказской войны или войны 1878 года. Многие из них к тому времени занимали государственные или военные посты. Российские правительственные круги понимали, какую деятельность ведут османские торговые и консульские представительства на территории страны, особенно в Крыму и на Кавказе, однако официально не имели права запретить Порте их открывать.

Таким образом, на рубеже XIX—XX веков значительно возрастает геополитическое значение всего Кавказа в связи с вовлечением его в мировое хозяйство. А небывалое обострение социальных, межнациональных и религиозных конфликтов спровоцировало внешнее вмешательство Турции и ряда других государств во внутриполитические процессы в России.

Еще по теме

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРИ ИМАМАТА ШАМИЛЯ

rprkmv

Формы разрешения национального вопроса на Северном Кавказе в 1920-е годы

rprkmv

Многолетние традиции и современные технологии

rprkmv