Во второй половине XIX века после краха идеи мюридизма Османская империя предложила кавказским народам новую идеологию, которая могла бы объединить их против России. Такой идеологией первоначально стал пантюркизм, а также панисламизм.
Под данным термином понимается течение, ставящее своей задачей воссоздать в той или иной форме единое исламское государство в виде халифата. Старая идея газавата уже не могла привлечь достаточное количество горцев, однако новая идея религиозного и национального единения оказалась более прогрессивной и долговечной.
Еще во время Крымской войны зародилась идея о «Кавказском доме» — экономическом и политическом единстве кавказских народов. В начале 1880-х годов татарский общественный деятель и просветитель Исмаил Гаспринский разработал концепцию объединения тюрко-татарских народов Османской и Российской империй в единую федерацию. Посредством организованной И. Гаспринским газеты «Терджуман», которая издавалась на Кавказе и в Центральной Азии, в том числе и в тогда уже российской ее части — Туркестанском генерал-губернаторстве, распространялись идеологические представления пантюркизма. И. Гаспринский проводил параллели между мусульманским обществом России и Порты, разъяснял принципы пантюркизма. С одной стороны, его журналистская и просветительская деятельность являлась абсолютно законной, а с другой — его газета «Терджуман» открыто пропагандировала политические, религиозные и культурные ценности Османской империи, объединяя вокруг себя реакционные группы российских мусульман на Кавказе и в Крыму.
Идеологи Османской империи одинаковое внимание уделяли и единению тюркских народов, и идеям всеобщего религиозного воссоединения под властью султана, который являлся религиозным лидером мусульман на тот период. Играя таким образом одновременно на национальном и религиозном сознании, Османская империя смогла укрепить свои позиции в Кавказском регионе, сокращая пространственный разрыв с «тюркским миром». Для распространения новых идеологических течений Порта пользовалась старыми, проверенными еще во время Кавказской войны методами: идеи пантюркизма и панисламизма распространяли специальные агенты. Так называемые идеологические проповедники под видом купцов, возвращающихся из Мекки паломников, учителей грамоты посещали местности со значительным мусульманским и тюркоязычным населением. Начавшаяся в начале XX века революция дала
толчок развитию национальных идей на территории Российской империи, что открыло широкие возможности для пропаганды панисламизма. Перспектива объединения всех мусульманских народов под властью Халифа Абдульхамида II, а также последующего за этим возможного освобождения от России чрезвычайно привлекала горские народы. Соблазнительно было использовать и идеи пантюркизма, однако, хотя на Северном Кавказе и проживали тюркские народы — балкарцы, кумыки, каракалпаки, — делать ставку исключительно на эти идеи в регионе было рискованно.
Идеи пантюркизма и панисламизма смогли достаточно прочно связать Османскую империю, а впоследствии и Турецкую Республику с Северным Кавказом. Совмещение политики национализма и религиозного воздействия позволило Стамбулу прочнее закрепиться в регионе. Благодаря поддержке местного населения уже республиканская Турция продолжала свою политическую линию в регионе и на протяжении XX века. В бюджете Османской империи расходы на Северный Кавказ выделялись отдельной строкой. Так, Канцелярия шейх-ульи-слама в Стамбуле в 1907 году выдала 5 тыс. лир на усиление турецкой агентуры на территории России. В 1907 году Кавказ и Туркестан тайно посетил личный адъютант султана Абдул Хамида полковник Исмаил Хаким-бей. В течение трех месяцев он вел агитацию среди тюркского и исламского населения, давал указания о способах связи российских мусульман с представителями Османской империи.
Накануне Первой мировой войны идея создания однородного в этническом и религиозном отношении государства становится главенствующей во внешней политике османского правительства. Турецкие консульские учреждения были подчинены Учредительному комитету панисламизма, и, как и во время Кавказской войны, торговые и дипломатические представительства Порты в других странах (прежде всего — в России) становились центрами агентурной деятельности. На Северном Кавказе в качестве агентов и распространителей идеологии Османской империи часто выступали черкесы, дагестанцы и чеченцы, которые эмигрировали после Кавказской войны или войны 1878 года. Многие из них к тому времени занимали государственные или военные посты. Российские правительственные круги понимали, какую деятельность ведут османские торговые и консульские представительства на территории страны, особенно в Крыму и на Кавказе, однако официально не имели права запретить Порте их открывать.
Таким образом, на рубеже XIX—XX веков значительно возрастает геополитическое значение всего Кавказа в связи с вовлечением его в мировое хозяйство. А небывалое обострение социальных, межнациональных и религиозных конфликтов спровоцировало внешнее вмешательство Турции и ряда других государств во внутриполитические процессы в России.