ИсторияСоциализм против империализма

Вовлечение казачества в управление советским государством

Закончилась гражданская война. На юге России утвердилась советская власть. Теперь перед ней стояла задача строительства социализма в обществе, которое было преимущественно крестьянским и унаследовало от Российской империи ряд серьезных проблем. На юге страны, это были прежде всего земельные противоречия между казаками, крестьянами и горцами.

Казачество, как военно-служилое сословие, пользовалось поддержкой царского правительства, которое наделяло его за службу землей, но за нее на казаков возлагались военно-полицейские функции, что осложняло их отношения с другими подданными российского императора и тяготило самих казаков. После окончания гражданской войны было необходимо нормализовать отношения между казаками, значительная часть которых поддержала белогвардейцев, и советской властью, на стороне которой тоже были многие казаки.

Цели поставила передо собой советская власть весьма масштабные:

• Решить застарелые проблемы между казаками, крестьянами и горцами. Прекратить длительную межсословную и межнациональную рознь. Сформировать единый класс трудящихся из казаков, крестьян и горцев, оставив в прошлом разделение на сословия.
• Вовлечь казаков в строительство социализма. Создать условия для построения социалистической экономики в деревне. Привлечь казачество в местное самоуправление, в развитие экономики на новых началах.
• Устранить произвол на местах со стороны некоторых местных партийных и советских работников.
• Объединить трудящихся из разных социальных слоев для борьбы со своими классовыми врагами (кулаки, буржуазия).
• Пресечь попытки выступлений против государства со стороны внутренних врагов. Не допустить проникновения в органы власти представителей кулачества, старой администрации, буржуазии. Заменить тех, кто туда проник, на трудовых казаков.
• Неукоснительно учитывать региональную специфику.
• Вырастить казачью советскую интеллигенцию вместо оставшейся в эмиграции.
• Сохранить яркую и самобытную казачью культуру.

Руководство края прекрасно понимало, что особенность устройства сельских обществ состоит в сильном влиянии на них неформальных взаимоотношений между жителями. Например, когда определенная группа лиц может пройти в органы местной власти и попытаться поставить под свой контроль всё поселение. Скорее всего это будут местные жители, имеющие деньги, а раньше имевшие власть, то есть кулаки, бывшая казачья старшина и люди их поддерживающие.

В 1920-е годы на страницах советской печати, на заседаниях партийных и советских органов постоянно разбирались случаи, когда власть в селах и станицах оказывалась в руках воров, взяточников или контрреволюционеров. Каждый раз, как только об этом становилось известно, виновные наказывались. Регулярно проводились чистки советского и партийного аппарата, во время которых выявлялись те, кто нарушал закон. Но одновременно с этим местным жителям задавался вопрос, почему вы терпели произволом, ничего не предпринимали для борьбы с ним? Искоренить эти явления можно было только нажимая на врагов страны с нескольких сторон – государством, партией и гражданами.

Казаки тогда уже не были сословием, интересы которого, прежде всего экономические, должны были быть выше интересов других членов общества. На юге Советской России, помимо казаков жили рабочие, интеллигенция, крестьяне, горцы. Власть в стране принадлежала рабочему классу, и трудовое казачество имело полное право участвовать в управлении страной. Казаков нужно было вовлечь в процесс построения социализма. Действия руководства Северного Кавказа были направлены на то, чтобы казаки начали принимать участие в работе органов местной власти, а также в управлении своими регионами. Особо подчеркивалось, что до революции существовал перекос в том, власть принадлежала в основном казачьей верхушке. Затем, во время, и сразу после гражданской войны, власть перешла преимущественно к иногородним, таким же труженикам-земледельцам, как и казаки. Такое соотношение было постепенно выправлено, и казаки стали полноправными участниками управления территориями, на которых жили.

В середине 1920-х годов было еще не до конца изжито сословное и национальное разделение на казаков, иногородних крестьян и горцев. Партийные и советские органы провели большую работу по изменению этого деления на классовое. Общество довольно быстро осознало, что все эти социальные группы делятся на бедняков, середняков и кулаков. Постепенно трудящиеся из разных социальных слоев осознали, что интересы у них общие, а добиться их выполнения мешают остатки эксплуататорских классов, против которых нужно выступать совместно.

Конечно отношения, существовавшие еще со времен Российской империи, когда казаки были привилегированным сословием, изживались с трудом, особенно среди старшего поколения. Но и они, по мере изменения экономического уклада и формирования нового мировоззрения граждан СССР, постепенно ушли в прошлое. Этому в значительной мере способствовала военная служба, толк в которой казаки знали. Боевые навыки казачества, его знание военного дела советская власть ценила и активно использовала в деле защиты Родины. Когда их призывали на военную службу, а Красная Армия тогда комплектовалась по территориальному принципу, они служили в одних воинских частях с молодыми рабочими, крестьянами и горцами. Таким образом преодолевались социальные различия.

Казачьи станицы — это достаточно крупные, благоустроенные населенные пункты, с многочисленным зажиточным населением, имеющие длительный опыт местного самоуправления. Сельскохозяйственный труд в них был частично механизирован, налажено товарное производство сельхозкультур. Хорошую станицу в то время по экономическому потенциалу можно было вполне сопоставить с уездным городом в центральной России. Многие особенности устройства казачьей жизни, как считало руководство краем, были полезны для распространения во всей стране.

Необходимые усилия были приложены для сохранения культурных особенностей казаков. Местными партийными и советскими работниками было приложено немало усилий, для того чтобы казаки знали, что они могут и должны носить черкески, кубанки и даже кинжалы, совершенно свободно петь свои чудесные песни, хранить и развивать свою яркую и самобытную культуру. Казаки сохранили особенности своего быта, менталитет. За предвоенные десятилетия была выращена казачья интеллигенция взамен той, которая уехала в эмиграцию во время гражданской войны.

Казачий вопрос тогда рассматривался частично и как национальный вопрос, но лишь в том плане, что на Кубани среди казаков было много выходцев с Украины. Для них было тоже важно развивать свою национальную культуру. Необходимые условия для этого были созданы. Об этом сейчас нужно очень хорошо помнить, потому что с той же Украины, в течение нескольких десятилетий, под руководством американских кураторов, ведется информационная кампания по созданию так называемого «казачьего народа». Такие действия направлены на разрушение русского народа, и «казачьим активистам» их поддерживающим, нужно оказывать всемерное противодействие.

Самое главное, что советская власть сумела сплотить общество по классовому принципу, разрушив старое сословное разделение и заложив основу для формирования в СССР гражданской нации современного типа. Трудовые казаки не просто поддержали советскую власть они стали органичной частью советского государства и общества. Сами казаки не поддержали «своих» же кулаков, выступавших против политики государства в то время и позднее, в период коллективизации.

Результатом этого длительного и многопланового процесса стала кампания «За советское казачество», проведенная уже после того, как в СССР в целом был построен социализм. Обновленное казачество, сущность которого принципиально изменилась, выступило защитником советского государства во время Великой Отечественной войны. На советско-германском фронте воевали казачьи кавалерийские корпуса, сформированные из жителей Дона, Кубани и Терека. Сотни тысяч казаков несли боевую службу в других частях Красной Армии.

Политику советского государства в отношении казачества необходимо признать в целом правильной и достаточно эффективной. Безусловно, нужно учитывать, что на местах были ошибки и перегибы, но казаками было невозможно управлять диктаторскими методами, принуждением и репрессиями. Любое государство может развиваться, ставить перед собой масштабные задачи и выполнять их, только если будет проводить политику в интересах своих граждан.

Текст: Сергей Рядчиков

Еще по теме

ЗАНИМАТЬСЯ ВОПРОСОМ БУДЕТ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»?

rprkmv

Формы разрешения национального вопроса на Северном Кавказе в 1920-е годы

rprkmv

ВОТ ЧТО, РУССКИЙ, Я ТЕБЯ ПРОШУ: КОГДА БУДЕШЬ НА КАВКАЗЕ, ПОКЛОНИСЬ ОТ МЕНЯ ВЕРШИНЕ МАШУКА — ТАМ ОСТАЛИСЬ ПЕПЕЛИЩА НАШЕГО АУЛА, ТАМ ЛЕЖИТ ПРАХ НАШИХ ПРЕДКОВ!

rprkmv