История

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ КАЗАЧЕСТВА В XIX ВЕКЕ

Привычный уклад жизни, хозяйства и общественного быта русских и украинских поселенцев на Северном Кавказе сказывался на формах семьи и брачных отношениях казаков. У русского населения Северного Кавказа была распространена малая форма семьи. Большие казачьи семьи на Тереке не сложились даже в середине XVIII в.

С приходом в край выходцев из старых земледельческих областей России, где сохранялись русские общинные традиции, большие патриархальные семьи, у терского, а затем и кубанского казачества стали также формироваться многочисленные семьи.

Среди старожильческого населения Северного Кавказа — например гребенцев, большие семьи появились с середины XVIII в. Этому процессу в немалой степени способствовали появление на Северном Кавказе новых групп русского населения, продолжающееся бегство из России и переселение на Кавказ старообрядцев с их замкнутыми и тесно спаянными религиозными общинами, на Терек, правительственные переселения туда части донских (особенно верховских) казаков, у которых и ранее были большие семьи и сохранялись великорусские общинно-семейные традиции; прочное обоснование на Кубани запорожцев; появление в крае русского населения из южных черноземных губерний России, где также издавна процветали большие семьи, и др.

Увеличение численного состава казачьих семей на Тереке, видимо, следует отнести к концу XVIII — началу XIX в., а на Кубани этот процесс начался еще позднее, с середины XIX в.

Таким образом, в первой половине XIX в. на Тереке и Кубани происходил процесс вторичного формирования больших казачьих семей, влившихся в старую куренную казачью общину.

Крепостническое государство старалось сохранить крестьянскую общину и большие, неразделенные семьи в России. Эту политику оно продолжало на Тереке и на Кубани, поддерживая здесь большие казачьи семьи. Юридически запрещались разделы имущества и дробление больших семей на малые.

Одной из примечательных черт большой казачьей семьи стала обособленность и замкнутость традиционного казачьего быта, помогавшая сохранению патриархальных нравов и традиций в казачьих семьях — особенно у казаков-староверов.

Заметные изменения происходили и в свадебных обрядах терских и кубанских казаков, сближавшихся с традиционной великорусской и украинской свадебной обрядностью. На место прежнего, нередко языческого венчания (вокруг вербы или березы), объявления на казачьем кругу о желании стать мужем и женой или рыцарского обета быть защитником и покровителем женщины, когда казак прикрывал суженую полой своего кафтана, стали входить в обычай долгие и кропотливые выборы невесты с учетом, прежде всего, социального и имущественного положения ее семьи, проводились традиционные смотрины, рукобитье, своды, отвоз приданого, венчание, одаривание молодых и их родственников, а затем начиналось многодневное свадебное торжество с обильными застольями в доме жениха и невесты.

Большое значение у казаков придавалось скрупулезному соблюдению многочисленных родильных обрядов, поверий и запретов, в целом схожих с обычаями восточных славян, правда, с включением некоторых магических элементов, заимствованных у горских народов.

При лечении болезней в казачьих (особенно старожильческих) селениях пользовались услугами горских лекарей-хакимов, приемами и лекарствами традиционного врачевания горцев, восходящими к арабской медицине. Некоторые казачьи лекари и знахари, особенно старики, были хорошо известны за пределами родных станиц, и к ним нередко обращались за помощью и горцы.

В похоронной и поминальной обрядности северокавказского казачества наряду с христианскими обрядами сохранились элементы языческих. Умирающему казаки старались «облегчить» смерть, помочь «душе» выйти из тела: открывали заслоны в печи, окна и двери и т. п. Магическое происхождение имели и некоторые детали родильного обряда у терских и кубанских казаков, с помощью которых облегчались роды (развязывание всех узлов, открывание окон и дверей, заслонок, замков и т. д.)

Казаки верили во вредоносную силу предметов, связанных с покойником и погребением, подвергали их очищению водой или огнем, а чаще всего уничтожали. Казаков хоронили в полной парадной форме и со всеми регалиями (иногда с их саблями и

кинжалами). Незамужних девушек казаки хоронили, наряжая, как невест, в чем, видимо, сказалась известная древняя славянская традиция «свадьбы по смерти». В казачьи поминальные обычаи входили и специальные обрядовые кушанья на похоронах — пшеничная кутья с медом, курица, питье вина из специальных больших чаш-братин, пускаемых по кругу, как на древних языческих тризнах у славян.

Сохранялись у казаков и общеславянские представления и обряды, связанные с «заложными» или «нечистыми» покойниками (колдуны, утопленники, самоубийцы и др.), которых хоронили или за оградой кладбищ, или же в специально отведенных на кладбище местах, причем по некоторым из них справляли «тайный помин». В изголовье или же в центре могил колдунов и колдуний часто вбивали осиновый кол, якобы лишавший мертвеца способности «выходить» на поверхность и вредить живым (осина считалась у казаков «нечистым» магическим деревом, в отличие от дуба или березы).

Семейный быт и обряды северокавказского казачества были своего рода разновидностью русских и украинских крестьянских традиций со включениями заимствований от горских народов.

Казачество Северного Кавказа представляло собой русское и украинское крестьянство, силою обстоятельств попавшее в особые исторические условия, в особое окружение. Казаки видоизменили многие черты крестьянской жизни, внесли в нее немало своего, но многое и сохранили.

Еще по теме

В КАКОМ НАСЛЕДИИ НУЖДАЕТСЯ РОССИЯ В МОМЕНТ ИСТИНЫ?

rprkmv

Действия советской власти для решения национального вопроса на Северном Кавказе

rprkmv

«ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕ НАМ ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ, ЧТО МЫ ОСОБЫЙ НАРОД, ЭТИМ ТЕПЕРЬ ЗАНЯЛСЯ НАУЧНЫЙ НЕМЕЦКИЙ ИНСТИТУТ…»

rprkmv