ИсторияСовременная Россия

ПЕРВЫЕ КАЗАЧЬИ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР ВОЗНИКЛИ ПОД КРЫЛОМ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ (ВООПиК)

Выступавшие за возрождение казачества активисты группировались в военно-исторических клубах, создававших в СССР с середины 1980-х гг. Первые клубы с казачьей тематикой возникли в Ленинграде («Лейб-гвардии Казачий полк»), Краснодаре («Кубанский казачий клуб»), Ростове-на-Дону («Донской военно-исторический клуб») в 1986-89 гг. Эти организации занимались популяризацией военной истории казаков, проведением походов в исторической униформе и объединением творческой интеллигенции вокруг идеи казачества. Участие членов клубов в праздниках и массовых мероприятиях, организация ими конных походов, обучение джигитовке и владению холодным оружием способствовало росту популярности клубов.

Казачьи военно-исторические клубы развивались под патронажем крупных советских общественных организаций, таких, как Всесоюзное общество «Знание» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Общество охраны памятников в позднем СССР стало организацией, фактически легально занимавшейся популяризацией правых и националистических взглядов. Кризис советской идеологии привел к тому, что определенная группа в руководстве КПСС попыталась использовать в борьбе за власть националистическую «карту». «Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры» при содействии партноменклатуры с середины 1960-х гг. вело пропаганду великодержавного национализма, исподволь продвигая идею о «засилии в руководстве страны инородцев». Фактически, ВООПИиК стало прообразом и моделью для будущих националистических и антисоветских организаций по всему СССР.

Во время Перестройки ВООПИиК искал новую идею, которая могла дать импульс общественно активным гражданам к действиям, в которых были заинтересованы его руководители. Так появилась новая форма организационной работы общества – активное землячество, группировавшееся вокруг идеи сохранения национальных традиций и культурного наследия. Землячество стало первой организационной формой потомков казаков. В 1989 г. на вечере встречи с читателями журнала «Кубань» было объявлено о создании землячества казаков в Москве, в которое первыми вошли представители интеллигенции, выходцы с юга России — писатели, журналисты, историки. Главной задачей своей деятельности они определили необходимость «объединить и поднять казаков». Это был один из многих ударов, нанесенных в то время по единой культурно-исторической общности – советскому народу, часть которого, с подачи националистов, посчитала своей целью выстраивание отдельной политической и этно-социальной группы. Таким способом уничтожалась сущность советской интеллигенции и рабочего класса, которые начали воспринимать другие социальные ориентиры – национальные, сословные, культурно-исторические какие угодно другие, но не классовые.

Точно такие же процессы протекали в других республиках СССР. Через культуру в политику прошел член союза писателей Грузинской ССР, будущий президент Грузии З. Гамсахурдия, призывавший «убивать русских оккупантов». Аналогично, до поры, украинские националисты прикрывали свою подрывную работу заботой о языке и национальной культуре, которой, как они говорили, в СССР угрожает ассимиляция. Партийные деятели, пришедшие к власти, в республиках СССР во второй половине 1980-х гг., под этими лозунгами осуществили раздел единого советского государства, сделав имущество единой страны своей личной собственностью.

Сергей Рядчиков

Еще по теме

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЖИХАД ПОД ЭГИДОЙ ТУРЦИИ

rprkmv

ОДНА МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА…

rprkmv

ДАГЕСТАН, ЧЕЧНЯ, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ… ЭТАПЫ БОЕВОЙ СЛУЖБЫ Н.И. ЕВДОКИМОВА

rprkmv