Выступавшие за возрождение казачества активисты группировались в военно-исторических клубах, создававших в СССР с середины 1980-х гг. Первые клубы с казачьей тематикой возникли в Ленинграде («Лейб-гвардии Казачий полк»), Краснодаре («Кубанский казачий клуб»), Ростове-на-Дону («Донской военно-исторический клуб») в 1986-89 гг. Эти организации занимались популяризацией военной истории казаков, проведением походов в исторической униформе и объединением творческой интеллигенции вокруг идеи казачества. Участие членов клубов в праздниках и массовых мероприятиях, организация ими конных походов, обучение джигитовке и владению холодным оружием способствовало росту популярности клубов.
Казачьи военно-исторические клубы развивались под патронажем крупных советских общественных организаций, таких, как Всесоюзное общество «Знание» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Общество охраны памятников в позднем СССР стало организацией, фактически легально занимавшейся популяризацией правых и националистических взглядов. Кризис советской идеологии привел к тому, что определенная группа в руководстве КПСС попыталась использовать в борьбе за власть националистическую «карту». «Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры» при содействии партноменклатуры с середины 1960-х гг. вело пропаганду великодержавного национализма, исподволь продвигая идею о «засилии в руководстве страны инородцев». Фактически, ВООПИиК стало прообразом и моделью для будущих националистических и антисоветских организаций по всему СССР.
Во время Перестройки ВООПИиК искал новую идею, которая могла дать импульс общественно активным гражданам к действиям, в которых были заинтересованы его руководители. Так появилась новая форма организационной работы общества – активное землячество, группировавшееся вокруг идеи сохранения национальных традиций и культурного наследия. Землячество стало первой организационной формой потомков казаков. В 1989 г. на вечере встречи с читателями журнала «Кубань» было объявлено о создании землячества казаков в Москве, в которое первыми вошли представители интеллигенции, выходцы с юга России — писатели, журналисты, историки. Главной задачей своей деятельности они определили необходимость «объединить и поднять казаков». Это был один из многих ударов, нанесенных в то время по единой культурно-исторической общности – советскому народу, часть которого, с подачи националистов, посчитала своей целью выстраивание отдельной политической и этно-социальной группы. Таким способом уничтожалась сущность советской интеллигенции и рабочего класса, которые начали воспринимать другие социальные ориентиры – национальные, сословные, культурно-исторические какие угодно другие, но не классовые.
Точно такие же процессы протекали в других республиках СССР. Через культуру в политику прошел член союза писателей Грузинской ССР, будущий президент Грузии З. Гамсахурдия, призывавший «убивать русских оккупантов». Аналогично, до поры, украинские националисты прикрывали свою подрывную работу заботой о языке и национальной культуре, которой, как они говорили, в СССР угрожает ассимиляция. Партийные деятели, пришедшие к власти, в республиках СССР во второй половине 1980-х гг., под этими лозунгами осуществили раздел единого советского государства, сделав имущество единой страны своей личной собственностью.
Сергей Рядчиков