А что же в нем удивительного – трамвай, как трамвай! – скажет иной скептик. Ну, а колея, какой нет больше ни в одном российской городе? А разве не удивительно, что здесь, в провинции электрический транспорт появился раньше, чем в столице Российской империи – Санкт-Петербурге? И, конечно, достойно удивления то, что трамвай в Пятигорске вообще существует. Ведь сколько раз его бытие оказывалось под угрозой.
В первый раз это произошло еще до начала его строительства. Энергично выступили против трамвая пятигорские извозчики и домовладельцы курортной зоны, опасавшиеся конкуренции. Борьба шла нешуточная. К счастью, прогрессивно настроенные горожане все же победили. Вторично, в 30 годы ХХ века, трамваю угрожали как раз сторонники прогресса, считавшие, что рельсовый транспорт устарел.
В третий раз судьба трамвая оказалась под угрозой в 1943 году, после изгнания из Пятигорска фашистских оккупантов. Трамвайное хозяйство было настолько разрушено и разорено, что казалось невозможным восстанавливать его. Но работники трамвайного управления начали своими силами восстанавливать вагоны и пути. И уже через два месяца после освобождения Пятигорска трамвайное движение возобновилось. Наконец, трамваи могли навсегда остановиться в начале 90-х годов, когда не было средств на зарплату и ремонт донельзя изношенных вагонов и путей.
И все же весело позванивая, трамвайные вагоны продолжают бегать по улицам Пятигорска, как и в то далекое время, когда горожане впервые увидели чудо-транспорт без лошадей или паровоза. Это произошло в «веселый осенний день», по выражению газеты, описывавшей празднование векового юбилея Кавказских Минеральных Вод. Первого сентября 1903 года после окончания торжественного заседания, состоявшегося в Лермонтовской галерее, его делегаты услышали звон подкатившего к «Цветнику» трамвая. Почетные гости праздника совершили на нем первый рейс по городу.
В ту пору протяженность трамвайных путей в Пятигорске составляла около восьми километров. Пассажиров обслуживали 11 закрытых «мотор-вагонов», имевших по 16 сидячих и 12 стоячих мест, а также 8 открытых прицепных платформ, рассчитанных на 20 человек каждая.
В истории нашего электрического транспорта есть страницы, хорошо известные пятигорчанам. Многие слышали или читали, что поначалу трамваи ходили от вокзала до «Цветника» и оттуда до Провала. Что в 20-е годы были проложены рельсы в Новопятигорск, станицу Горячеводскую, к мясокомбинату. Что в послевоенное время появились маршруты в микрорайоны Белая Ромашка и «Бештау», за Скачки и к рынку «Людмила». Что общая длина их составляет сегодня более 50 километров!
А многие ли знают, что существовала линия от «Цветника» до Ново – Сабанеевских (ныне Пушкинских) ванн, демонтированная в 20-е годы? Небезынтересно узнать и о том, что линия в Новопятигорск была проложена на средства, полученные от «Электрического займа», выпущенного объединением электростанций Терской области. Или о том, что маршрут в Горячеводскую появился по просьбе ее жителей, решивших ознаменовать таким образом столетие своей станицы.
Трамвай и город. Они неразлучны уже более века. Немало перемен произошло с ними обоими за это время. Рос и хорошел Пятигорск. Менялись поколения трамваев, становясь более вместительными и комфортабельными. Неизменной оставалась привязанность к ним горожан и симпатии гостей Пятигорска. Ведь трамвай быстро и с комфортом доставит своих пассажиров практически в любой район города. Да еще при этом позволит увидеть за одну поездку и получившие вторую молодость старинные кварталы, и похорошевшие окраины – словом весь Пятигорск третьего тысячелетия, люди которого, конечно же, и далее не смогут обойтись без такого быстрого, безопасного и экологически чистого, без такого замечательного транспорта, как этот удивительный пятигорский трамвай.
Вадим Хачиков
Заслуженный работник культуры РФ