Экология

УЧТЕНЫ ЛИ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА-КУРОРТА ПЯТИГОРСКА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА ГОРЕ МАШУК?

Ответственный представитель Архитектурного сообщества КМВ Игорь Евгеньевич Тащев.

Несомненно. Но другой вопрос как она учитывалась, чем мотивировалось и для решения каких задач? Во-первых, в настоящий момент, пионерский лагерь «Машук» — это уже совершенно разрушенное и заброшенное хозяйство, служащее пристанищем для антисоциальных элементов.

Территория лагеря граничит с первой охранной зоной и расположена в живописной местности на пологой северной части горы Машук. С этой точки зрения, площадка выбрана удачно. Момент участия в финансировании национальных проектов, также особых вопросов не вызывает. Но масштаб застройки в зоне горно-санитарной охраны, условия, в которых выбор пал именно на эту площадку, а также актуальность застройки в данное время, вызывает массу вопросов.

Данные вопросы не имели бы такой остроты, если бы уровень доверия граждан к местным и краевым властям не упал из-за многочисленных случаев нарушения земельного и градостроительного законодательства, а также отсутствия инвестиционных проектов, решающих не только задачи бизнеса, но и вопросы занятости населения, привлекательности облика Пятигорска как города-курорта. Еще одним фактором роста протестных настроений выступает снижение уровня благосостояния жителей КМВ в результате остановки деятельности санаторно-курортного комплекса. Люди элементарно остерегаются, что из-за вмешательства в экологическую систему исчезнут, и так уже сильно пострадавшие, минеральные источники и курорт, как градообразующая отрасль, прекратит свое существование.

В Пятигорске и в целом на КМВ имеется значительное количество других объектов, требующих безотлагательного вложения федеральных средств в рамках национальных проектов. С точки зрения востребованности неотложных и первоочередных мероприятий, эти объекты являются более жизненно важными для жителей региона. Но почему в качестве объекта финансирования, требующего безотлагательного государственного участия, оказался заброшенный лагерь – большой вопрос.

На Кавминводах масса нерешенных проблем, несущих ежедневную угрозу экологии региона и его населению. Это, в частности, отсутствие в ряде жилых районов большинства муниципальных образований на КМВ централизованной канализации и нерешенность на протяжении многих лет вопроса со строительством магистрального хозфикального коллектора Кисловодск-Пятигорск. Несовершенная, полуразрушенная и неэффективная ливневая канализация в городах-курортах и сброс стоков канализации в Подкумок, отсутствие программ очистки ливневых стоков. Безотлагательного решения требуют вопросы реконструкции, некогда известных на всю Россию здравниц и лечебниц, низкая занятость населения, рост безработицы, и так далее…

Все эти проблемы сужают перспективы развития курорта Кавказских Минеральных Вод, грозят его деградацией. У жителей региона нет другой, градообразующей отрасли, способной удовлетворить запросы в занятости населения. Сохранившиеся санаторно-курортные учреждения не создают ощутимых предпосылок для снижения безработицы и удовлетворения роста благополучия населения. Если посмотреть на затраты, связанные с содержанием санаториев, на уровне достаточном для роста их привлекательности в сравнительном плане качества и стоимости оказания услуг, и в плане оплаты труда персоналу, то возникает масса негатива.

Органы социальной защиты, профсоюзные и другие бюджетные и общественные организации безучастны к этим вопросам. Все настроено на то, чтобы как можно больше получить прибыли сейчас, в данный момент, как можно меньше выделить средств на поддержание здравниц курорта, а дальше «хоть трава не расти». По сути, курорты стоят перед проблемой упущенной выгоды, так как многие отдыхающие отказываются получать оздоровительные услуги на КМВ в пользу зарубежных здравниц. По сути, ни краевые, ни федеральные власти не проявляют особого беспокойства о благополучии коренного населения, составляющего оплот государства на окраинах России. Этот факт все больше беспокоит людей, так как никто не может понять, как и когда новые стройки дадут желаемый эффект непосредственно для жителей региона и дадут ли вообще.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в Ставропольском крае нет реальных обоснованных (в том числе финансово-затратных) программ по социально-экономическому развитию, росту благополучия населения. Государственные деньги тратятся на строительство объектов, целесообразность, востребованность горожанами и объемы финансирования которых для общества не ясна, диалога между властью и горожанами не получается, ситуация складывается угнетающая. Само собой приходит на память очень любопытное изречение Макиавелли: «… народ требует только, чтобы его не угнетали…». Эта истина не изменила своего смысла и в наши дни. К сожалению, обращения профессионального сообщества архитекторов Кавминвод к Председателю Совета Федерации В. Матвиенко, встречи с членом Совета Федерации, бывшим полпредом в СКФО С. Меликовым, председателем Совета по правам человека при Президенте РФ В. Фадеевым, депутатами краевой думы, главным архитектором края М. Марковой, так и не нашли должного понимания безотлагательности решения всех перечисленных вопросов.

Если градостроительная политика Ставропольского края, формируемая Министерством строительства и архитектуры, ограничивается только территориальным планированием с определением и выделением территорий бизнесу, без учета эффективности от вложенных средств для созидающего развития и роста благополучия населения КМВ, то говорить об осознании им своей роли в градостроительстве и стратегическом развитии региона, в рачительном и эффективном использовании федеральных и краевых средств, внимательном отношении к профессиональному сообществу и жителям региона в целом, не приходится.

Примечательно, что в указе Президента России в вопросах реализации национальных проектов (указ Президента России от 7 мая 2018 года за №204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024года») при декларировании: — «В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а так же условий и возможности для самореализации и раскрытия талантов каждого человека …» происходит не полнокровный и всеобъемлющий, ожидаемый для граждан, план реализации, а какая-то усеченная и ограниченно-избирательная реализация этих программ с непонятным социально-экономическим эффектом. Откровенно говоря, к глубокому сожалению, приходится считать, что это момент какой-то фатальной несостоятельности ответственных лиц по реализации в полномасштабном объеме указов Президента России.

 

Еще по теме

ДОКЛАД ОБ АРХИТЕКТУРЕ КАВМИНВОД

rprkmv

АРХИТЕКТОРЫ КАВМИНВОД НАПИСАЛИ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В.В. ПУТИНУ

rprkmv

На три года планируется продлить запрет вырубки лесов Архыза

rprkmv