История

БЮРО ПРОЛЕТАРСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: ИЗ ИСТОРИИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 1920-е ГОДЫ

М. Е. Колесникова, доктор исто­рических наук, профессор, заведующий кафедрой исто­рии России Северо-Кавказского федерального универ­ситета.

А. В. Танцевова, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, истории и социальных технологий Российского университета тран­спорта (МИИТ).

Публикуется в сокращении.

В 1920-е гг. профессиональные союзы принимали участие в кампаниях по ликвида­ции неграмотности, созданию системы произ­водственно-технического и профессионального обучения, организации клубной, библиотечной, кружковой, политико-просветительной, агита­ционно-пропагандистской и культурно-массовой работы. Решали задачи масштабного проекта по осуществлению культурной революции, направ­ленного на «переработку» общественного созна­ния масс, идеологическое обеспечение формиро­вания новой социокультурной модели общества.

В 1920-е гг. в г. Ставрополе работали пе­дагогический, сельскохозяйственный, медицин­ский, музыкальный техникумы, рабфак, худо­жественное училище, совпартшкола. Все эти учебные заведения готовили агрономов, техников-мелиораторов, фельдшеров, народных учителей, музыкальных работников, художников, советских работников для Ставропольской губернии (с 1924 г. — окру­га). Состав учащихся — преобладающе рабоче­-крестьянский, по данным 1926 г. из всех учащих­ся 1151 чел., крестьян — 538 чел.; рабочих — 134 чел.

Вопросами организации помощи студен­там занимался Ставропольский губсовпроф (с 1924 г. — окрсовпроф), который объединял 17 отраслевых профсоюзов: всеработземлес, ко­жевники, металлисты, печатники, пищевики, строители, швейники, текстильщики, железно­дорожники, транспортники, нарсвязь, рабис, медсантруд, рабпрос, совработники, комхоз, нарпит.

Для оказания помощи студентам образова­тельных учреждений 30 марта 1924 г. было обра­зовано Бюро пролетарского студенчества при Ставропольском Окружном Совете профессио­нальных союзов г. Ставрополя (Бюро Пролетстуда). В его задачи входило: культпросветработа, организация профсекций и труда студенчества, издание студенческой прессы, укомплектование вузов, техникумов и рабфака. Среди функций Бюро был и контроль за работой приемных ко­миссий и работой техникумов.

Состав Бюро Пролетстуда не был посто­янным, избирался один раз в год членами фа­культетских бюро техникумов, рабфака, сов­партшколы в количестве, как правило, 5 членов. Бюро Пролетстуда объединяло студен­тов, членов профсоюзов. В период с 30 марта по 1 июня 1924 г. их число было 325 чел. Они распределялись по следующим профсекциям: 1) всеработземлеса[*] — 124 чел., 2) кожевников и политработников — 5 чел., 3) металлистов – 4 чел., 5) медиков — 57 чел., 6) строителей – 5 чел., 7) совработников — 99 чел., 8) просвещен­цев — 31 чел.

Для руководства профсекциями были на­значены уполномоченные: всеработземлеса (Всероссийский союз рабочих земли и леса) — Туманов, учащийся рабфака; строителей — Полусмаков, учащийся рабфака; всеработпрос (Всероссийский профсоюз работников просвещения) — Силиванов, учащийся рабфака; кожевников — Воловодов; медикосантруд — Ледавский, учащийся медтехникума; металлистов и пищевиков — Са­мородов. Каждая профсекция изби­рала свой орган управления — профбюро.

Условия, в которых приходилось рабо­тать, были крайне неблагоприятные, а именно: новизна работы, так как впервые была создана подобная структура, в связи с этим и слабость авторитета, отсутствие достаточных указаний из центра, слабость связи с центральными ор­ганизациями профсоюзов, отсутствие платных работников. За весь период своей работы в 1924 г. ОБПС провело 4 заседания. Порядок при­ема учащихся в члены профсекций Пролетстуда был определен циркулярным письмом Централь­ного Бюро пролетарского студенчества.

Постоянным рабочим аппаратом самоу­правления учащихся являлось Профессиональ­ное Исполнительное Бюро (профисполбюро). Данный орган самоуправления появился в тех­никумах после объединения профсекции, которая объединяла членов профсоюзов и исполбюро, объединившее неорганизованную массу студентов. Представительство учащихся в профисполбюро было примерно одинаковым от всех курсов техникума (подкурсов, отделений). Состав профисполбюро был 7-9 чел. Так, в профисполбюро Ставропольского медтехникума в 1924 г. входили: председатель — Г.Е. Ледовской; секретарь и зав. политпросвет- коллегии — К.П. Жеваженко; зав. экономическим отделом — А.С. Страшкова; зав. культурно-прос­ветительской работой — М.А. Литвиненко; от­ветственный за работу среди женщин — О.П. Фе­дечкина; кандидаты в члены профисполбюро: председатель кружка братьев и сестер милосердия И.А. Серегмон; ответственный за работу в Крас­ном уголке — Р.А. Вайнер; работники экономотдела — Павлов и Соколов.

Распределение должностных обязаннос­тей в профисполбюро было следующим. Орга­низационная работа заключалась в проведении переучета членов профсоюза, принятии новых членов в профсоюз, проведении заседаний про­фбюро, общих собраний, организации и про­ведении перевыборов Бюро профсекции. Этой работой занимался организационный отдел. В его ведении также находилась разработка от­дельных вопросов учебно-организационного строительства, организация комиссии для разбо­ра дел учащихся, нарушивших учебно-трудовую дисциплину. Занимался орготдел и вопросами трудоустройства учащих­ся техникумов на период летних каникул на про­изводственную практику.

Экономический отдел занимался выявле­нием нуждающихся в улучшении быта членов профсоюза; улучшением положения студенче­ства путем предоставления денежных пособий и т.д.; изысканием средств для фонда профсекции и помощи нуждающимся студентам (поста­новка платных лекций, спектаклей и концертов учащихся; организацией учащихся по подготов­ке отстающих детей в частной школе; проведе­нием Дней помощи пролетарскому студенчест­ву; организация кассы взаимопомощи учащихся). Отдел принимал активное участие в процессе заселения учащихся в обще­житие; организации столовой; сборе средств и подготовке ходатайств о выделении средств на студенческие общежития.

Одним из совместных начинаний профисполбюро ставропольских техникумов стало об­разование студенческой столовой в г. Ставропо­ле. Организовать ее решили на кооперативных началах при Ставропольском сельскохозяйствен­ном техникуме; утвердили цену за стол с челове­ка 6 руб. 50 коп. в месяц для членов профсоюза. Для обеспечения столовой Бюро Пролетстуда предложило студенческим организациям поста­вить по одному спектаклю-вечеру в пользу сто­ловой. Собранные деньги пошли главным обра­зом на заготовку продуктов. Студенческая столо­вая была открыта 31 октября 1924 г.

Для оказания помощи нуждающимся сту­дентам в связи с их тяжелым материальным по­ложением, в Ставрополе при крайисполкоме 27 ноября 1925 г. была учреждена Комиссия по улучшению быта учащихся (Кубуч), которая взя­ла на себя всю организацию помощи учащим­ся. В состав комиссии вошли представители от окрисполкома, окружкома ВКП(б), окружкома РКСМ, окроно, совпрофа и Бюро Пролетстуда. Возглавил Окркубуч председатель Бюро Пролетстуда Н. Бондарь.

Культурно-просветительная работа заклю­чалась в организации профкружка; создании кружков по интересам учащихся: политического, художественного, драматического, музыкально­го и др.; в организации и проведении кампаний по ликвидации неграмотности; в работе на окра­инах города (выступление с докладами на обще­образовательные и профессиональные темы, по­становка спектаклей); организации «живой газеты», как например «ХЛЫСТ» в педтехникуме. К примеру, в медтехникуме в 1924 г. действовали: два политкружка, охваты­вающие 96 чел.; четыре профкружка — 100 чел.; три спорткружка — 64 чел.; три драматических кружка — 53 чел.; хоровой кружок — 31 чел.; четы­ре музыкальных кружка, в которых занимались 20 чел. Было создано три ячейки «Долой негра­мотность», в которых работало 70 чел., две ред­коллегии Красного уголка, охватывающие рабо­той 10 чел., выпускалась газета «Молот». Кроме того, в обществе «Друзья Красного уголка» было задействовано — 158 чел., «Братьев и сестер ми­лосердия» — 58 чел.

Политпросветотдел руководил политико-­воспитательной работой в учебных заведениях, которой уделялось первостепенное внимание. В образовательных учреждениях были органи­зованы красные уголки, выпускались бюллете­ни. Студенты вели большую просветительскую работу среди населения в свободное от занятий время и в период летних каникул. Так, в удостоверении, выданном прак­тиканту сельскохозяйственного техникума г. Ставрополя Россинскому и датированному 14 сентября 1924 г., отмечалось, что он за время прохождения практики в совхозе «Красная Зве­зда» Александровского района Ставропольского округа организовал драмкружок, принимал участие в постановке спектаклей, организовал выпуск стенгазеты.

Учащиеся ставропольских техникумов принимали активное участие в различных кам­паниях, проводимых советскими и партийны­ми органами в рамках культурной революции. Эту работу организовывал внетехникумовский сектор Ставропольского Бюро Пролетстуда. Одной из приоритетных задач советской власти была ликвидация неграмотности, так как только образованные и культурные люди могли быть полноценно включены в процесс социаль­но-политической и экономической трансформа­ции общества. В 1929 г. силами учащихся педтехникума было обучено грамоте 300 человек, учащимися сельхозтехникума — 70 чел. Напрямую с просвещением и борьбой с негра­мотностью была связана антирелигиозная про­паганда.

Начиная с первой пятилетки (1928-1932), в стране развернулась борьба за повышение производительности труда. Программа «соци­алистической индустриализации» дополнялась развитием рационализации, становлением си­стемы научной организации труда. Основные компоненты трудовой дисциплины и этики труда включали: своевременный приход на работу, до­бросовестное выполнение поставленных задач или норм, бережное отношение к оборудованию, чистота на рабочем месте и т.д. Формирование человека труда требовало общих усилий. Этим и занимались профсоюзные организации совмес­тно с комсомольскими и партийными организа­циями, используя различные приемы производ­ственной пропаганды.

В ставропольских техникумах в 1929 г. по­пулярными были дни индустриализации, в ходе которых читались лекции для жителей города и края, велась разъяснительная работа о значении денежных займов на индустриализацию. Участ­вовали в кампаниях по займам и сами учащие­ся. Так, в 1929 г. среди учащихся музтехникума было распространено займов на 500 руб., педтехникума — 765 руб., собраны денежные средства в размере 3 272 руб. 25 коп. на самолет «Студент».

В 1929 г. вышла резолюция по докладу крайоно «О подготовке новых технических ка­дров», в которой отмечалось, что пятилетний план хозяйственного строительства является практическим выражением лозунга «Догнать и перегнать передовые капиталистические стра­ны», что недостаток технических и руководящих кадров, который ощущается в связи с размахом социалистической реконструкции всего хозяй­ства СССР, ставит перед пролетарским студен­чеством задачу форсированной подготовки пре­данных делу рабочего класса кадров. На это были ориентированы образовательные учреждения страны.

В 1920-е годы Бюро Про­летарского студенчества объединяло учащихся средних профессиональных образовательных учреждений Ставрополья, которые являлись членами разных профсоюзов. Его разносторон­няя деятельность сыграла важную роль в форми­ровании студенческого самоуправления, значи­мость которого доказали прошедшие сто лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаренко Г.Н. Участие профсоюзов Кубани и Ставрополья в ликвидации неграмотности в 1920-1925 гг. // Известия АН ТССР. Сер. Об­ществ. Науки. Ашхабад, 1983. № 2. С. 27-32.
  2. Бондаренко Г.Н. Роль профсоюзов Кубани и Став­рополья в повышении трудовой и политической активности трудящихся в восстановительный период (1921-1925 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 1985. 198 с.
  3. Валов А.М., Гараевская И.А. Советские профсою­зы в годы индустриализации (1926-1937 гг.). М.: Профиздат, 1987. 254 с.
  4. Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: Институт Российской истории РАН., 215 с.
  5. История профсоюзного движения на Ставропо­лье. Хроника событий (1905-2005 гг.) / Отв. ред. В.В. Мельников. Пятигорск: ПГЛУ, 128 с.
  6. Носач В.И. Профессиональные союзы России (1905-1930). СПБ.: СПбГУП, 400 с.
  7. Носач В.И., Ушанов A.A. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру (1917­1937 гг.). М.: Профиздат, 1986. 175 с.
  8. Сидорова Л.А. Время становления (История сою­зов и подготовка профсоюзных кадров). М.: Профиздат, 1990. 206 с.
  9. Фогилев А. Этапы большого пути (Из истории профсоюзов Ставропольского края) // Ставропо­лье. 1977. № 3. С. 63-65.
  10. Листая страницы истории: Ставропольскому го­сударственному аграрному университету — 80 / Под ред. В.И. Трухачева. Ставрополь: АГРУС, 2010. 640 с.
  11. Энциклопедический словарь Ставропольского края / Гл. ред. В.А. Шаповалов. Ставрополь: Изд- во СГУ, 2006. 458 с.
  12. Государственный архив новейшей истории Став­ропольского края (ГАНИСК). Ф. Р-591. Бюро пролетарского студенчества при Ставропольском окружном совете профессиональных союзов. г. Ставрополь. Оп. 1. Д. 10. 90 л.
  13. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 7. 40 л.
  14. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 9. 20 л.
  15. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 70. 62 л.
  16. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 11. 27 л.
  17. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 14. 36 л.
  18. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 8.
  19. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 82. 17 л.
  20. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 12. 35 л.
  21. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 81. 41 л.
  22. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 78. 20 л.
  23. ГАНИСК. Ф. Р-591. Оп. 1. Д. 67. 35 л.

Еще по теме

Истеричные чалмоносные фанатики – особенность контрреволюции в Дагестане

rprkmv

Многолетние традиции и современные технологии

rprkmv

ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ И.Д.СУРГУЧЕВЫМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СТАВШЕЙ ИСТОРИЕЙ

rprkmv