Экономика

Таксисты Ставрополя объединяются, чтобы сообща бороться за свои интересы

Рабочий день водителя такси в Ставрополе длится около 14-16 часов, при шестидневной рабочей неделе. Автомобиль-такси пробегает в среднем за день 250-300 км, а водитель это расстояние проезжает. Если выпадает заказ на междугороднюю поездку, то водитель такси может расслабиться и отдохнуть от режима работы в городе, но при этом проезжает еще большее расстояние. Закончив такой рабочий день, водитель не может полноценно отдохнуть, провести время с семьей, решить различные бытовые вопросы. Очень быстро у него накапливается усталость, которая приводит к дорожно-транспортным происшествиям, ухудшается здоровье, падает качество обслуживания пассажиров.

Причина этого в капиталистической эксплуатации. Водители не имеют большого выбора мест работы, им приходится наниматься к ведущим агрегаторам, которые ставят их в довольно жесткие рамки. Чтобы в них вписаться, приходится выполнять огромное количество заказов. Оплатить текущие расходы на заправку и ремонт автомобиля, обеспечить семьи, можно только через переработки.

Ставропольские таксисты решили с этим бороться и создали Союз профессиональных водителей. Мы встретились с одним из его активистов, Евгением Викторовичем Кочергиным.

— Может ли водитель жить, работая 40-часов в неделю, как это должно быть по Трудовому кодексу?

— Нет. В первую очередь из-за высоких цен на топливо и техобслуживание. Работать региональном в такси на бензине не выгодно, и водители переходят на газ, но цены на альтернативные виды топлива тоже растут. Повышаются затраты на запчасти и ремонт. «Яндекс такси» выдвигает серьезные требования к возрасту и маркам автомобилей – в его сервисе, например, нельзя работать на ВАЗовской классике. Чтобы сотрудничать с этим агрегатором, таксопарки берут в лизинг современные автомобили и должны их обслуживать. При этом цена на 1 километр пассажироперевозки снижается. Всего несколько дней назад «Яндекс такси» снизил стоимость 1 километра перевозки для своих пассажиров и водителей, что существенно ухудшило благосостояние водителей. Для пассажиров это несущественное снижение (примерно 5%), а водитель серьезно потеряет на ежедневном, и тем более ежемесячном заработке.

Агрегаторам, как любой коммерческой организации, важно получить максимальную выгоду. Для этого они увеличивают количество работников и снижают цены для пассажиров. Когда «Яндекс такси» пришел в Ставрополь, он постарался привлечь водителей хорошей комиссией, дал им доплаты за заказы и предложил низкие тарифы пассажирам. Поездка могла стоить для пассажира 70 рублей, но водитель знал, что агрегатор доплатит ему, допустим, до 120 рублей, если он выполнит 20 заказов за сутки. Такие условия всех вполне удовлетворяли. Водители начали массово переходить к ведущему агрегатору, таксопарки увидели хорошую перспективу бизнеса и приняли предлагаемые условия. В то же время массовый приток работников в сервис привел к снижению количества заказов на одного водителя, это значительно увеличило эксплуатацию. Один из ведущих агрегаторов услуг такси почти что монополизировал рынок пассажирских автоперевозок, и мы попали в такую ситуацию, которая заставляет нас выполнять всё, что он требует.

Сегодня существует жесткая рамка для доплат – за 35 заказов водитель получает 5000 рублей. Этих денег хватало, чтобы покрыть затраты на амортизацию и пользование автомобилем, выполнить такую норму можно за 12 часов работы. Сейчас величина доплат снижена до 4300 рублей. Мы умеем считать, и видим, что будем работать «в ноль», заработка хватит только на удовлетворение самых скромных потребностей. Большинство наших водителей взяли автомобили в кредит, исходя из тех условий, изначально предложенных агрегатором, который фактически подкупил водителей. Банки, выдавшие кредиты, совершенно не волнует уменьшение наших доходов. В скором времени, насколько я знаю, агрегатор увеличит цены для пассажиров, одновременно снизив стоимость километра пути и доплаты водителям. В других городах России это уже произошло.

— Как оформлены трудовые взаимоотношения между водителями и таксопарками?

— Фактически никак, часто только на основании устных договоренностей. Таксопарки, которые привлекают водителей на свои автомобили, заключают с ними договоры аренды автомобиля или трудовые договоры, в основном для того, чтобы получить с водителя деньги на ремонт, если он попадет в ДТП и будет в нем виноват.

— Водителей такси стало больше, при этом упало качество обслуживания и увеличилось количество ДТП с участием такси. Почему?

— Пассажирскими автоперевозками занимается все больше непрофессиональных водителей, имеющих небольшой стаж вождения. Агрегаторы не следят за их квалификацией. Получив водительское удостоверение, можно уже через один-два месяца работать в такси. Недавно был принят закон о лицензировании пассажирского автотранспорта, но агрегаторы не проверяют лицензии. Автомобиль — это средство повышенной опасности, садясь в него, пассажир доверяет водителю свою жизнь. А если он неопытный и очень уставший? Попав в ДТП, пассажир не сможет потребовать возмещения ущерба у агрегатора, либо это будет очень сложно сделать, потому что услугу перевозки оказывает водитель, работающий в таксопарке. Юридически агрегатор не является работодателем, он только берет комиссию за обеспечение оказания услуги, но присваивает прибыль. Таксопарки не могут предъявлять агрегатору претензии, им не выгодно конфликтовать с агрегатором из-за интересов работника, потому что поставлены им в определенные рамки. Агрегатор скорее избавится от такого партнера, чем пойдет с ним на какие-то компромиссы.

Любой работник, понимая, что его ставят в рамки, противоречащие его коренным интересам и гражданским правам, может прийти к работодателю и попросить улучшить условия труда. Когда его не слышат, он увольняется и идет работать в другое место, но сейчас сложилась такая ситуация, что агрегатор стал практически монополистом-работодателем. Водителю такси больше некуда идти.

— И вы решили объединиться, чтобы совместно бороться за свои интересы…

— Прежде всего мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы работа водителей такси вошла в правовое поле. Мы работаем в этой сфере профессионально, это — наш хлеб. Мы пытались связаться с региональными представителями агрегаторов, например, с «Яндекс такси», но на содержательный диалог с нами никто не пошел. Обращения перенаправлялись на таксопарки, потому что «Яндекс такси» напрямую с водителями не взаимодействует и не несет ответственности за пассажироперевозку.

После этого мы провели общее собрание и решили вести деятельность в правовом поле, объединившись в общественную организацию. Общее собрание водителей, неверно назвали забастовкой. Хочу еще раз подчеркнуть: мы провели его для того, чтобы скооперироваться, обсудить накопившиеся проблемы и выработать общее понимание того, как их нужно решать. Основная цель деятельности созданной организации заключается в улучшении условий труда профессиональных водителей такси и ситуации на дорогах. Мы считаем, что этого можно добиться, если выполнять правила пассажирских автоперевозок, лицензирования автомобилей и принимать на работу водителей, имеющих определенный стаж. Если убрать нелегалов и непрофессионалов, наши водители уже будут получать больше заказов. Бывает, что водителю не доплачивают бонусы. Мы сможем написать официальный запрос, и организации будут обязаны ответить. После этого можно будет выяснять правомерность действий агрегатора или таксопарка по отношению к водителю. Созданный союз будет работать с государственными органами, с тем же Министерством транспорта Ставропольского края, представители которого уже встречались с нами и подсказали в каком направлении лучше действовать. В дополнение к этому мы хотим наладить работу с пассажирами, пользующимися сервисами заказа такси, чтобы они сообщали о негативных ситуациях во время поездок, предлагали, как можно улучшить обслуживание, чтобы все относились друг к другу с уважением и пониманием.

Мы не собираемся ни с кем идти на конфликт и хотим только того, чтобы наш труд достойно оплачивался и соблюдались законные права трудящихся, в первую очередь трудовое законодательство в части рабочего времени. В наше общественное объединение может вступить водитель, работающий с любым агрегатором. Участвуя в наших собраниях, он сможет высказывать свое мнение по всем вопросам, связанным с улучшением работы такси.

Беседовал Виталий Чигарев.

Еще по теме

НА РЯДЕ МАРШРУТОВ В СТАВРОПОЛЕ СНОВА ПОДОРОЖАЕТ ПРОЕЗД

rprkmv

В ПЯТИГОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГРАДОСТОИТЕЛЬСТВУ

rprkmv

Регион Кавминвод — единое предприятие индустрии здоровья

rprkmv