Активное общественное обсуждение состояния курортов Кавминвод показало, что к развитию региона необходим научный подход. Более ста лет наши курорты развивались на основе деятельности ученых Русского Бальнеологического общества и Пятигорского НИИ Курортологии. Мы обратились к руководителю Пятигорского НИИ курортологии – филиала Северо-Кавказского Федерального научно-клинического центра ФМБА России профессору Наталье Викторовне Ефименко для того, чтобы вспомнить, как это было и узнать, что сегодня делается для развития лечебного потенциала Кавминвод.
— Наталья Викторовна, пожалуйста, расскажите о том, что представляет собой регион КМВ с позиции ученых-курортологов?
— Мы живем в уникальном курортном регионе Российской Федерации, значимость которого в оздоровлении граждан нашего государства трудно переоценить. Здесь, на относительно небольшой территории, сосредоточены природные лечебные ресурсы такого разнообразия, которого нет более нигде в мире. В районе Кавказских Минеральных Вод имеются большие запасы гидроминеральных ресурсов: более 100 источников минеральных вод, 137 действующих и 200 наблюдательных скважин. Их основная ценность — различный физико-химический состав и минерализация, по этим критериям у нас 14 типов минеральных вод, т.е. большая часть всех, известных в мире. Еще в XVIII веке один из первооткрывателей Кавказских Минеральных Вод, врач Федор Петрович Гааз, говорил о том, что «…край, где расположены эти воды, является самым целебным местом в России, а обладание им – бесценный дар, коим должно гордиться отечество. Свойства всех вместе взятых вод заграничных курортов (Виши, Баден-Баден, Перье, Карловых Вар и др.) можно с уверенностью приписать водам Кавказа…» Таким образом, мы отличаемся от европейских бальнеологических курортов именно уникальным разнообразием наших минеральных вод. Кавказские Минеральные Воды имеют великолепные перспективы в качестве курорта: резерв минеральной воды составляет 14,1 тыс. куб. м/сутки. Учитывая, что дебет (выход) минеральных вод это воспроизводимый ресурс, при бережном использовании его хватит еще не на одно столетие. В районе Пятигорска имеется уникальная залежь лечебной иловой сульфидной грязи Тамбуканского озера, запасов которой (900 куб. м в сутки) также хватит на сотни лет.
Уникальность Кавминвод заключается еще и в том, что здесь очень развита научная составляющая. Российское государство издавна проявляло заботу о нашем регионе, начиная с Петра I, который после поездок за границу направил научные экспедиции изыскивать минеральные воды в России. Начиная с 18 века здесь проводилось постоянное изучение минеральных вод, связанное с именами видных исследователей того времени: П.С. Палласа, И.А. Гюльденштедта, Г. Шобера, Ф.П. Гааза, А.П. Нелюбина и др. Неоценим вклад императора Александра I, издавшего в 1803 году Рескрипт о придании этой лечебной местности государственного значения. Особая веха – это основание в 1863 году в Пятигорске Русского бальнеологического общества, объединившего всех подвижников развития Кавминвод: гидрогеологов, архитекторов, врачей, ученых, инженеров. Руководителем общества стал Семен Алексеевич Смирнов, профессор медицины, первый директор Кавказских Минеральных Вод. В его честь позднее был назван Смирновский источник в Железноводске. Тогда же была создана первая лаборатория, и началось активное изучение лечебного потенциала курорта.
Через несколько десятилетий в 1920 году Общество переросло в первый в России Бальнеологический институт, директором которого стал виднейший российский гидрогеолог Александр Николаевич Огильви. Начались планомерные научные исследования в различных направлениях. В первую очередь изучалось происхождение минеральных вод и лечебных грязей, проводилась разведка источников, разрабатывались способы воспроизводства и хранения грязи, транспортировки минеральных вод. Второе направление было связано с изучением механизмов действия минеральных вод. Здесь большую экспериментальную работу проводили ученики академика И.П. Павлова, ставившие опыты на животных. Третьим направлением деятельности института стала разработка конкретных методик применения бальнеофакторов при различных заболеваниях. Благодаря этим работам ученых каждый город получил свой лечебный профиль, который сохраняется и сейчас.
В 1990-е годы, в том числе, благодаря нашей деятельности, Кавминводы сохранились как современный курорт. Ученые нашего института приложили серьезные усилия для того чтобы научно обосновать придание Кавказским Минеральным Водам статуса единственного особо-охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации в 1992 году, а в 2006 году научные изыскания были использованы при подготовке Постановления Правительства РФ «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск курортами федерального значения».
В настоящее время повседневная работа ученых и специалистов НИИ Курортологии заключается в исследовании минеральных вод, выдаче бальнеологических заключений новым скважинам, дальнейшем изучении механизмов действия минеральных вод и лечебных грязей на современном уровне развития науки. Наша организация принимала активное участие в разработке различных концепций и стратегий развития Кавминвод.
Когда профессор Умберто Солимене, возглавляющий Всемирную ассоциацию водолечения и климатолечения, изучил наши научные достижения, он сказал, что регион Кавминвод и Пятигорский НИИ Курортологи это курортная Мекка, потому что так фундаментально никто в мире не занимается курортной наукой.
— Можно ли сказать, что Кавминводы это единый курорт, который должен развиваться комплексно?
— Конечно. Сейчас любой проект развития территории делается по типу кластера, а тут он сформирован самой природой.
— В каком состоянии сегодня находится гидроминеральная база Кавминвод?
Гидроминеральная база нашего курорта — это единый артезианский бассейн, и если где-то происходит какое-то изменение, это может отразиться на всех минеральных водах. Глобальных изменений в составе минеральных вод мы не видим за исключением колебаний в минерализации, не выходящих за естественные пределы. Существует проблема с распреснением Тамбуканского озера. В чем его причина, это искусственный или естественный процесс, пока точно не установлено. Подъем уровня воды вызывает уменьшение минерализации рапы – соляного раствора, в котором зарождается лечебная грязь, что может отрицательно отразиться на ее свойствах. Существуют разные гипотезы (высаженный на берегах лес, повышение уровня Каспийского моря и др.) выяснить причины этого процесса еще предстоит.
— Происходят ли сейчас в вашей работе научные открытия? Насколько активно разработки института внедряются в повседневную практику курортного лечения?
— Одним из важнейших достижений ученых Пятигорского НИИ Курортологии является создание гормональной концепции механизмов действия питьевых минеральных вод и открытие их первично-профилактического действия при основных заболеваниях, включая онкологические, а также актуальных синдромах современности, таких как синдром хронической усталости, метаболический и нейро-обменно-эндокринный синдром.
В настоящее время Пятигорский НИИ Курортологии является филиалом Северо-Кавказского Федерального научно-клинического центра Федерального Медико-биологического агентства, в компетенцию которого входит медицинское обеспечение работников вредных и особо-опасных производств. Разработка методов курортной терапии для этого важнейшего контингента важное направление нашей научной деятельности. Мы работаем по государственному заданию и должны выдавать научную продукцию — новые медицинские технологии санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации. Эти методики во многом инновационные затем внедряются в здравницах ФМБА России и других санаторно-курортных учреждений страны. Здравницы расширяют лечебные профили, в соответствии с этим они должны получать новые методические рекомендации, где в программах лечения учитывается применение новейшего физиотерапевтического оборудования. Необходимо знать, насколько благоприятно для здоровья человека будет сочетаться воздействие современной аппаратной физиотерапией с другими видами курортного лечения. Для примера в 2019 году ученые ФГБУ СК ФНКЦ ФМБА России разработали методические рекомендации по санаторно-курортному лечению детского церебрального паралича, метаболического синдрома, последствий травм у спортсменов спорта высших достижений с применением минеральных вод и лечебных грязей и др.
— В современном обществе существует устойчивое стремление лечиться с помощью медикаментов или хирургии. А мы живем на природной территории, где проводится профилактическое лечение без применения химических лекарственных препаратов. Как мы должны относиться к Кавминводам?
— На заседании Государственного Совета России, состоявшегося в 2016 году на алтайском курорте Белокуриха, Президент России В.В. Путин сказал, что наша страна уникальна тем, что на ее территории есть самые разные курорты, их надо сохранять и еще более эффективно использовать в целях оздоровления нации. Причем курортное лечение должно быть доступно людям с самыми разными доходами. На этом мероприятии был озвучен факт, что повторные курсы санаторно-курортного лечения продлевают жизнь от 3 до 15 лет. Для людей старшего поколения поездка на курорт была обязательной частью образа жизни, и многие из них, в том числе, благодаря этому и сейчас очень долго живут активной жизнью. Необходимо развивать практику, при которой определенные категории населения получают курортное лечение бесплатно, как это делает ФМБА России, осуществляющее медицинское обеспечение работников, создающих оборонный потенциал страны, работающих во вредных и опасных условиях труда и членов их семей. Это существенно повышает их качество жизни и профессиональное долголетие.
Беседовал Сергей Рядчиков.